Обзор советской САУ пятого уровня: история создания, игровые характеристики, тактические советы
СУ-122А — советская самоходная артиллерийская установка пятого уровня. «Бабаху» любят многие игроки-артоводы, так как это первое отечественное самоходное орудие, которое обладает большим калибром, за который не стыдно. Так повелось, что от «альфы» играть гораздо проще, чем от ДПМ, особенно новичкам. Неумелых юзеров, как ни печально, больше, и все они предпочитают стволы покрупнее. Всякие юркие FV304 — удел хипстеров и нагибаторов. А у нас триггер «база — кусты — аллах-бабах». Кое-кто даже тащится от этого процесса. Но в любом случае, на пути к легендарному «Крану» придется пройти данную САУ. А этот гайд поможет сделать это быстро и без особых напрягов.
Историческая справка
История советских САУ — это один большой анекдот. До войны этим направлением занимались, но больше в порядке экспериментов. Начавшийся советско-германский конфликт подтолкнул развитие самоходных орудий, но только в противотанковой сфере. Первая же выпущенная ПТ-САУ в лице СУ-76 разошлась тысячными тиражами. Этому способствовало использование шасси Т-70, которые Горьковский автозавод привострился выпускать в самом начале войны.
Тема же самоходной гаубичной артиллерии повисла в воздухе. Тем временем на смену «голозадому фердинанду» пришли новые, более мощные противотанковые самоходки в лице СУ-85 и СУ-100. Шасси снова становилось невостребованным. И вот тут в головы конструкторов завода №38 пришла идея создать на базе СУ-76М линейку самоходных гаубиц с калибром 122 и 152 мм. Благо производственного материала было много — предприятие выпускало и шасси, и пушки.
Немного правда пришлось повозиться с компоновкой, так как архитектура САУ достаточно отличается от ПТ-САУ. В итоге удалось запихнуть 122-мм орудие в коробку, правда пришлось сократить перевозимый боезапас. Казалось бы — выпускай прототип и на приемку! Но судьба повернулась к проекту задом. После освобождения Харькова коллектив перевели туда, слив с заводом №75, который занимался совсем другими направлениями. В итоге изделие так и не было доработано, оставшись в эскизах. Карма. Как говорил известный персонаж известного фильма: «Не жили хорошо — и нечего было начинать».
Машина не дожила до реальных прототипов. Но СУ-76, на базе которых ее разрабатывали, остались во множестве
Игровые характеристики
В World of Tanks «Бабаха» стала вполне хорошой «артой» на пятом уровне, благодаря хорошему урону. Рассмотрим ее характеристики в разрезе игры:
Защита
Брони как всегда нет. 25 мм во лбу, 15 мм по бокам и 10 мм в корме никогда и никого не спасали. Даже убогие «дырчики» первых уровней уверенно шьют наш фиговый листок. Открытая рубка добавляет нам очков в карму «любишь фугасы кидать — люби и получать». Взрываемся мы громко и без предупреждения. 210 очко прочности не помогут, даже если рядом взорвется небольшой «чемодан». Поэтому единственная наша защита — низкий силуэт, хорошая незаметность, а также развитый мозг, который заставит нас не «светить» позицию и периодически перекатываться в кустах.
Огневая мощь
А вот пушки — это уже раздел для внимательного изучения. Всего у нас два орудия: 122-мм гаубица М-30 и 152-мм гаубица Д-1. Что можно сказать по стоковому стволу? Это хорошая и качественная пушка даже для своего уровня. Урон в 465 ХП, при скорострельности 3,64 выстрела в минуту, дает ДПМ в районе 1691 ХП, что лучше показателей топового орудия. Снарядов опять таки больше — 20 штук (оно и понятно, калибр то меньше). Но на этом плюсы заканчиваются. Точность у нас немного хуже — 0,86, дальность тоже страдает. А в остальном 122-мм гаубица полностью повторяет характеристики топа, только урон по модулям отчего-то больше (загадка природы).
А вот 152-мм роняют все эти ДПМ-ные расчеты своей «альфой». При удачном попадании фугаса можно снять все 900 ХП — не у всех танков на уровне такое здоровье! Не зря именно из-за этой пушки машину прозвали «Бабахой». Большой снаряд также дает большой разлет осколков, практически на семь метров, что очень компенсирует нашу общую слоупочность (1,9 выстрелов в минуту) и корявость (время сведения семь секунд). К минусам можно отнести очень большой круг сведения, который практически уходит за край карты, но как ни странно практически совпадает со временем перезарядки, поэтому особого дискомфорта нет.
В остальном характеристики вполне стандартные для совковой артиллерии. УВН минус три градуса (не критично) и плюс 45 градусов (вполне можно закидывать за бугор). УГН очень сильно страдают — минус и плюс семь градусов, что дает угол обстрела в 14 градусов. Приходится часто поворачивать корпус, сбивая стабилизацию орудия. Скорость горизонтальной наводки 16 град/cек, вертикальной наводки — 26,25 град/сек.
Динамика
Шасси Т-70 конечно маловато для перемещения «бревномера». Топовый двигатель М-80 вырабатывает всего 170 л. с., что дает нам максимальную скорость всего в 30 км/ч. Не особо много, но для САУ это еще нормальная динамика. Усиленные гусеницы увеличивают грузоподъемность на две тонны (13 тонн) и разворот на два градуса (до 26 град/сек). Башни у нас нет, поэтому придется избегать контактного боя, как черт ладана.
Обнаружение и связь
Для гаубичной САУ очень важен радиус связи, так как стрельба идет «по засвету». Топовая радиостанция 12РТ выдает 625 метров связи. На пятом уровне бывают рации получше, но и эта сойдет. А вот обзор у нас хуже некуда — 260 метров. Старайтесь не передвигаться в одиночку, иначе схарчат. Куда лучше значения маскировки, но только в стационарном состоянии: на ходу 14,1%, неподвижно 28,2%, с масксетью 33,2%. Геймплей на САУ в основном кустовой, поэтому динамическая маскировка нас не интересует. Если не жалко — возьмите камуфляж за «голду».
Ствол задирается вполне себе, чтобы вести огонь из самых неожиданных мест
Прокачка и оборудование
В каком порядке следует изучать СУ-122А? К сожалению нашим предшественником является СУ-5, который хоть и имеет большую палитру пушек и раций, но ни одна нам не подходит из-за разницы в конструкции. Сразу видно, что САУ были не в приоритете у СССР, являясь штучным производством. Поэтому качаться придется самим. Для начала за свободный опыт возьмите топовую ходовую, чтобы без проблем набирать последующие модули. После этого рекомендуется выкачать радиостанцию 12РТ, чтобы садить не себе под нос, а хотя бы на приличные расстояния. После этого меняете пушку на калибр 152-мм. И в самую последнюю очередь улучшаете моторный отсек, так как все равно особо ездить никуда не будете.
Экипаж у нас четыре человека. В самом начале всем «Маскировку», ведь от незаметности будет зависеть наша жизнь на поле боя. Командиру можно скинуть «зеленку» и взять «Шестое чувство», чтобы обнаруживать, когда вас заметили — очень важно для контрбатарейной борьбы. Затем всем «Боевое братство». На третьем уровне можно удариться в специализацию: командиру «Ретранслятор», наводчику «Плавный поворот башни», мехводу «Плавный ход», заряжающему «Отчаянный».
Спецоборудование для САУ всегда закупается в классической компоновке: «Досылатель», «Улучшенные приводы наводки» и «Масксеть». Чтобы быстро прокачать экипаж можно вместо сетки временно установить «Вентиляцию». За боны можно приобрести спецоборудование и предбоевые инструкции. Если вы докачались до СУ-122А, то будете часто выкатывать ее из ангара, а значит стоит вложиться. Рекомендуем прикупить: «Экспериментальная система заряжания» (минус 12,5% к перезарядке), «Износостойкие приводы наводки» (плюс 12,5% к скорости сведения), «Рациональная боеукладка» (минус 2,5% к перезарядке), «Настройка прицела» (плюс 2,5% к сведению), «Укрытия на местности» (усиливает навык «Маскировка»), «Без резких движений» (усиливает навык «Плавный поворот башни») и «Тонкости работы КПП» (усиливает навык «Плавный ход»).
Расходники выбираем стандартные: «Дополнительный паек», «Малый ремкомплект» и «Малая аптечка». Причем вместо аптечки можно взять «Подкрученный регулятор оборотов двигателя» или «Ленд-лизовское масло», чтобы повысить динамику на случай экстренного отступления, но это все по вкусу.
Не спешите топиться — все в ваших руках
Советы по тактике
СУ-122А — самодвигающаяся гаубица, а значит будем рассматривать все, что связано с выбором позиции и секретами стрельбы.
Ехать вперед куда-то особо не стоит, достаточно выбрать удобную позицию на базе, или рядом с ней. Желательно чтобы там была ложбинка или плотные кусты. Можно заныкаться среди скал или валунов. Особые извращенцы спускаются к поймам рек и озер, чтобы при случае быстро утопиться. В любом случае ваша жизнь будет зависеть от команды. Сольется она — погибнете вы, выиграет — будете на коне. Но даже при удачном стечении обстоятельств гибель всегда подстерегает вас, в виде случайно прорвавшегося «светляка», или удачной фугасной плюхи от противника. Внимательно мониторьте карту, не стесняйтесь звать на помощь и вовремя уходить с острия наступления.
К сожалению у вас не такая большая дальность, чтобы вести успешную контрбатарейную борьбу, но все же парочку советов запомните. Если бахаете из кустов, то знайте, что в этот момент вы светитесь гораздо ярче, нежели в обычном состоянии. Плюс всегда можно увидеть жирный трассер, который отрывается от вашей позиции. Поменьше крутитесь на месте, так как это сбрасывает эффект от масксети. Старайтесь чаще менять нычки, потому что на этом уровне мощность фугасов уже такая, что даже промахнувшийся снаряд вспахает не только почву, но и вас. Даже если вы еще ничем себя не выдали, вполне вероятен сценарий, что противник на всякий случай обработает популярные кусты — их не так уж и много на каждой карте.
В большинстве своем вы будете вести огонь по линейным танкам противника. Выбирайте самые толстые и малоподвижные мишени. Никогда не стреляйте без полного сведения — если промахнетесь шанс повторить выстрел будет не скоро с вашей перезарядкой. Тщательно планируйте траекторию полета снаряда и перемещение мишени. Всегда берите ее в прицел так, чтобы корпус совпадал с овалом прицела. Центр смешайте немного за силуэт танка, чтобы фугас угодил не в борт и гусеницу, а попал на крышу, желательно в моторный отсек. Помните, что даже близкий разрыв может оглушить и контузить экипаж, а значит дать вашим союзникам пусть и небольшое, но преимущество.
Никогда не сдавайтесь, даже если вся команда слилась. Благодаря вашему 152-мм орудию вполне можно забрать с собой в могилу хотя бы одного противника. Не зря же у вас кличка «Бабаха». Вести прицельную стрельбу не в арт-режиме практически невозможно, особенно по движущимся мишеням. Поэтому просто сократите дистанцию и угол возможного обстрела. Например, заедьте за угол дома, сведитесь по максимуму и ждите гостей. Главное чтобы был прикрыт тыл. Как только покажется борт врага, сразу выпускайте по нему «чемодан», только старайтесь не попадать в гусеницы, или противокумулятивные экраны. Хотя энергия взрыва все равно будет такая, что даже ТТ-подранки лопнут как перезрелые дыни. Самое главное не находиться с этой Хиросимой в пределах разлета осколков, глупо будет сделать самоубийство.
Бабах! Уноси готовенького
Итог
Плюсы:
- мощное и дамажное орудие,
- большой сплэш от взрывов,
- приятные ваншоты,
- хорошая динамика для САУ,
- отличная маскировка.
Минусы:
- отсутствие брони,
- косое и медленное орудие,
- бесящее сведение и стабилизация,
- отвратительные УГН,
- не самая лучшая рация.
СУ-122А — неплохая артиллерия для своего уровня. Именно на ней я взял своего первого «Бомбардира», так как нащелкать фрагов на ней не составляет трудов. Но чем дольше вы будете играть на «Бабахе», тем больше у вас будет пригорать. Особенно в свете новой механики для САУ. Да, «альфа» по-прежнему решает, но этот геймплей не будет приносить вам такого же кайфа и удовольствия, как на более ДПМ-ных машинах. Чисто психологические гораздо комфортнее играть на тех же немецких 105-мм самоходках, которые пусть и не забирают сразу, зато дадут множество попаданий и избавят вас от комплекса «кривых рук». Продавать или оставлять эту машину в ангаре — решайте сами.