Обзор американского среднего танка четвертого уровня: история создания, игровые характеристики, тактические советы
M3 Lee — американский средний танк четвертого уровня. Есть агрегаты, которые на первый взгляд кажутся «кактусами». Причем — не без основания. «Грант» выглядит ужасно для среднего танка — башни нет, орудие в корпусе, жутко высокий и не особо быстрый. Проблема этого анализа только в том, что это не линейная машина. Нет, формально она записана в средние, но по факту — это чистое ПТ-САУ, с хорошей и убойной пушкой. Поэтому, после перестройки своего сознания, начинаешь понимать, что играть на этом танке вполне можно. Но вот надо ли? Об этом мы и поговорим в этом гайде.
Историческая справка
К началу Второй мировой войны американцы подошли с ужасающей коробкой М2 в танковых войсках. Даже не особо требовательные американские командиры были возмущены качеством этого шлакоблока. Поэтому очень скоро было спущено распоряжение хоть как-то улучшить изначальную конструкцию. Опытно-конструкторские работы начались на Абердинском полигоне в 1940 году. Пушку переместили в корпус, накинули лобовой брони, пересобрали ходовую и установили сдвоенный двигатель. Получилось опять не очень, но США вступили в войну и Рузвельт начал выкручивать яйки своим промышленникам, чтобы они скорее запускали производство.
В итоге танк был принят на вооружение и начал выпускаться массовыми партиями. Всего было отштамповано 6258 штук. Так как сухопутные операции на 1941 год были ограничены, машина массово шла по программе ленд-лиза в Великобританию и СССР. «Гроб» — такую кличку дали союзные солдаты этому «чуду» конструкторской мысли. Но, как говорится: «Дареному коню в зубы не смотрят». Тем более, что все было не так печально. В Африке, где состоялся бенефис «Гранта», поначалу он был единственным танком, который мог на равных бороться с немецкими панцерами.
К 1943 году агрегат устарел не только морально, но и физически, особенно после выпуска «Шермана». В итоге его вывели из состава танковых войск, и передали пехоте, в качестве орудия сопровождения. Там он и закончил свой жизненный путь, выковыривая бесконечных японцев с бесконечных островов Тихого океана.
Танкисты не особо любили этот танк, покидая его при первых же неприятностях
Игровые характеристики
В World of Tanks «Грант» стал достаточно мощным самоездящим орудием поддержки союзников. Рассмотрим его характеристики в разрезе игры:
Защита
Брони у нас по сути нет. 51 милиметр во лбу пробивается стандартными болванками, а 38 милиметров по бортам доступны даже для некоторых автоматов. Есть небольшие зоны, куда вас теоретически не могут пробить (маска орудия), но в них еще надо умудриться попасть. Фронтальная броня немного скошена, правда рикошетов ждать не стоит. А учитывая ваш гигантский и высокий корпус — промахиваться не будет никто. В итоге небольшие 310 очков прочности тают как лед под солнцем, особенно под перекрестным огнем. Лучший способ выживать — вообще не попадать в прицел, что требует особого мастерства.
Огневая мощь
А вот с уроном у нас все как надо. При этом начальное орудие от танка М2 по сути ничем не отличается от аналогичного на М3. Сток: бронепробитие болванкой 90 милиметров (подкалибером — 125 мм), урон 110 единиц прочности, разброс 0,47 единиц на сто метров. Топ: бронепробитие болванкой 92 миллиметра (подкалибером — 127 мм), урон 110 единиц прочности, разброс 0,41 на сто метров. Как видим, разница исчезающе мала. Топовый ствол лучше только в скорострельности (20 выстрелов в минуту против 16) и чуть быстрее перезаряжается (на шесть десятых секунды). Зато сводится почему-то хуже (2,1 секунды против 1,8 секунды).
Отсюда, пушку выбирайте под свои предпочтения в стрельбе. Любите пулять быстро и не особо сводиться? Тогда топ. Привлекает более размеренная и вдумчивая стрельба? Тогда сток. Но если глянуть на цифры ДПМ, то тут все однозначно: сток — 1833 единиц прочности, а топ — 2200 единиц прочности. Впрочем, потенциальный урон еще надо уметь реализовать.
В остальном орудие довольно стандартное для американской ветки. УВН хорошие, минус девять градусов, зато низкое расположение ствола не дает возможности прятаться за рельеф. УГН по 15 градусов туда-сюда, но правое центрирование значительно снижает использование левого сектора. Хотя, есть и небольшие плюсы, но об этом позже. Как видим, пушка довольно специфическая в использовании и к ней надо будет приноравливаться. Боеприпасов 50 штук — стрелять можно хоть до самого Судного дня!
Динамика
В то же время этот танк явно не про скорость. Топовый двигатель Chrysler A57 выдает 440 л.с., что позволяет разгоняться до 38 км/ч вперед и 16 км/ч реверсом. Не сильно быстро, но и не очень медленно. Машина весит до 30 тонн, поэтому иногда будет пробуксовывать на мягких грунтах. Топовые гусеницы VVSS T48 дают увеличение грузоподъемности на одну тонны, а также на три градуса увеличивают подвижность, доводя ее до 43 градусов в секунду. Башни нет, поэтому вступать в маневренные поединки не рекомендуется.
Обнаружение и связь
Радиостанций на агрегате много, но нас интересует только топовый вариант SCR 506, позволяющий прямой радиоконтакт на расстоянии 615 метров. Хорошее наследие от средних танков, так как для ПТ-САУ на этом уровне показатели намного хуже. Обзор у нас не хороший и не плохой — 320 метров. Советуем улучшить его спецоборудованием и навыками экипажа, так как в «песочнице» каждый метр очень важен для выживания. Маскировки у нас тупо нет: 10,3% в движении, 13,8% неподвижно, 23,8% с масксетью. А что вы хотели от такого громоздкого «комода»? Тут даже не поможет камуфляж на 150 «голды».
Прокачка и оборудование
Как лучше всего изучать M3 Lee? Выйти на этот танк можно через M2 Medium Tank. Предшественник подарит вам полный набор радиостанций, а вот пушки М2 у него почему-то нет, что очень странно. Поэтому быстро прокачиваете на свободный опыт гусеницы и фаршируете танк покупным оборудованием. Затем переходите к прокачиванию топ-орудия, если оно вам нужно. Если нет — то сосредотачиваетесь на моторном отсеке, откуда имеется выход на Т1 Heavy.
А вот экипаж состоит аж из шести человек, хотя наводчиков там целых два. Специфический расклад, который требует особого подхода. Первым делом изучаем командиру «Шестое чувство», чтобы вовремя знать об обнаружении, наводчикам «Плавный поворот башни», мехводу «Плавный ход», радисту и заряжающему «Ремонт». На втором уровне перок: офицеру и наводчикам «Ремонт», мехводу «Виртуоз», радисту «Радиоперехват», заряжающему «Отчаянный». На третьем уровне — всем «Боевое братство».
Что касается спецоборудования, то для активных перестрелок берем: «Досылатель среднего калибра», «Усиленные приводы наводки» и «Вентиляция». Когда экипаж достигнет 100%, можно вместо вентиляции взять «Стереотрубу», чтобы комфортнее отыгрывать ПТ-САУ. Еще есть усовершенствованное спецоборудование и слот под предбоевые инструкции, но они доступно только за боны, которые зарабатываются в ранговых боях. Если все же решились разориться, то рекомендуем:
- «Экспериментальную систему заряжания» (минус 12,5% к перезарядке),
- «Систему отвода пороховых газов» (плюс 7,5% ко всем умениям экипажа),
- «Износостойкие приводы наводки (плюс 12,5% к скорости сведения).
- «Рациональная боеукладка» (плюс 2,5% к перезарядке),
- «Продувка воздуховодов» (плюс 2,5% ко всем умениям экипажа),
- «Настройка прицела» (плюс 2,20% к скорости сведения),
- «Тонкости работы КПП» (усиливает умение «Плавный ход»),
- «Без резких движений» (усиливает умение «Плавный поворот башни»).
Расходники размещаем следующие: «Ручной огнетушитель», «Малая аптечка», «Большой ремкомплект». Большая «ремка» нужна, потому что даже просто лежа в инвентаре, она дает 10% к ремонту. Пожароопасность двигателя высокая (20%), поэтому «Ящик колы» вместо огнетушителя брать только на свой страх и риск.
Того, кто придумал этот спонсон, нужно самого отправить воевать на этом танке
Советы по тактике
M3 Lee — самоездящая пушка, призванная поддерживать активные действия непосредственно на поле боя.
При этом полностью исключать тактику засадных самоходок не стоит, ведь все зависит от выбора позиций. Вы должны найти достаточно плотные кусты, которые скроют вашу угловатую коробку от посторонних взглядов. Очень желательно, чтобы они были двойными. В противном случае придется откатываться назад на 10-15 метров с каждым выстрелом, а это не комильфо. Дистанция между вами и противником должна быть очень большая, чтобы максимально реализовать вашу точность. Но при этом придется учитывать долгий полет снарядов, и выставлять соответствующее упреждение по движущимся мишеням. Пробиваете вы всех, даже на пятом уровне. Повозиться можно только с тяжелыми танками, но и у них есть достаточно обширные слабые зоны.
Часть карт, особенно городского типа, не предназначена для кустового геймплея, и поэтому воле-неволей придется отправится на фронт. Для начала не ломитесь вперед — вы не штурмовая самоходка с крепкой броней. Пристройтесь в кильватер боевой группы и следуйте за ними. Особо не «светитесь» и поперек батьки в пекло не лезьте. Лучше подлавливать противника на контрходе, когда он выскакивает из-за угла, чтобы отработать по перезаряжающимся союзникам, а тут вы со своей «трубой» — бац! Не стоит застаиваться на месте после выстрела, постоянно «мансуйте» и прячьтесь за спиной более толстых товарищей. Какие-то смелые самостоятельные маневры стоит проводить только в том случае, если абсолютно уверены в успехе. Например, зайти с тыла и фланга на зазевавшихся «тяжей». Пока они опомнятся и развернутся, вы уже снимете с них стружку.
Выживать на «Генерале» достаточно сложно. Вы представляете собой несуразный большой куб, по которому очень сложно промахнуться. Отсюда, надо сокращать видимую площадь, доступную для обстрела. За рельефом особо не спрячешься, и-за торчащей башни и корпусного орудия. Больше ориентируйтесь на скалы и углы зданий. Так как пушка у вас центрирована справа, то можно выставлять эту часть корпуса под небольшим углом, чтобы ловить рикошеты. При этом долго в такой позиции лучше не оставаться, так как вам просто повредят ствол. Делать «ромб» не обязательно, но иногда спасает, когда попадаешься на открытом пространстве. Бойтесь фугасов — даже разрыв рядом обязательно повредит какой-нибудь модуль, или вынесет одного из членов экипажа. А при прямом попадании даже трудно вообразить себе степень повреждений.
В общем тактика у вас должна стать очень гибкой, в зависимости от происходящего на поле боя. Нужно быть готовым внезапно переходить от стоячей стрельбы на дистанцию, к резвым марш-броскам от фланга к флангу, с поэтапным вовлечением в прямой огневой контакт. Танк средний, поэтому проблем с этим у вас не должно возникнуть. Отсутствие башни накладывает определенные ограничения, однако если вы играли на немецких штурмовых самоходках, то ситуацию в целом разрулите. Главное сильно не отрываться от союзников, которые смогут прикрыть от веселой «карусели» в исполнении ЛТ и СТ. Придерживайтесь этих правил, и будете выходить из каждой «катки» с кучей кредитов и фрагов.
«Грант» силен в массе — держитесь союзников!
Обзор слабых и сильных сторон танка. Итоги
Плюсы:
- мощное и скорострельное орудие,
- лобовая броня иногда держит удар,
- удовлетворительная динамика,
- гигантский радиус у рации,
- большой экипаж.
Минусы:
- неравномерное бронирование,
- плохая стабилизация орудий,
- медленные снаряды,
- отсутствие башни,
- орудие в боковом спонсоне корпуса,
- высокий силуэт,
- малый запас здоровья,
- критуемость модулей.
M3 Lee — очень неровный танк. У него много минусов и неочевидных достоинств. Чтобы приноровиться к нему на поле боя — придется потратить немало времени. Готовы ли к этому новички, которые только-только осваивают «песочницу»? Не думаю. Тем более, что есть вполне внятная альтернатива даже у самих американцев в ветке ПТ-САУ, где находятся чудесные самоходки, с вращающимися башнями и просто адовым уроном. Поэтому оставлять «Гранта» в ангаре не советую. Сия машина предназначена только для прохода на отдельные ветки тяжелых и средних танков (обойти ее ну никак не возможно). А данный текст позволит сделать это максимально быстро и комфортно.