Уральская индустриальная биеннале первый раз прошла в 2010 году и сразу с размахом: шесть индустриальных площадок, более 60 тыс. посетителей. Большие цифры с тех пор не уходили из ее релизов, что вполне в духе советской индустриальной стилистики, на чьем наследии (или руинах) биеннале и стоит. За этими показателями — несколько очень существенных побед. Вероятно, самая важная из них — реальное выплавление какого-то сгустка смыслов, который местным сообществом признается за «наше, уральское» и в то же время виден на международном уровне. Вместе с тем после нескольких прорывов двигаться дальше куда сложнее, потому что, во-первых, непонятно, куда уж дальше, а во-вторых, есть высокая планка ожиданий, которую нужно поддерживать.
Например, тема четвертой биеннале была сформулирована очень тонко — «Новая грамотность». Она породила несколько работ, идеально соответствовавших заявке на рефлексию над языком и в то же время впечатлявших злободневностью. Так, «Испарение Конституции Российской Федерации» группы «Куда бегут собаки» (текст Конституции отстукивался азбукой Морзе с помощью капель, падающих на раскаленную поверхность) стало чуть ли не мемом.
Получится ли нечто подобное с «Бессмертием»? Тема, конечно, как раз та, о которой нужно думать во время юбилейных дат, да и привязка к технической специфике очевидна на фоне разговоров и новостей об успехах медицины, искусственном интеллекте и тому подобном. Но не получится ли все слишком уж очевидным?
Как бы то ни было, ряд новаций в биеннале уже заявлен. Одной из площадок основного проекта впервые стало действующее предприятие. Уральский оптико-механический завод имени Э.С.Яламова входит в корпорацию «Ростех». В советское время он разрабатывал наблюдательные приборы для космических кораблей, а сейчас производит оптико-электронные системы наведения для военных и инкубаторы для новорожденных — прекрасный контраст тем продолжения жизни и продолжения смерти. Проходить на выставку придется с паспортом — таким образом факт вашего приобщения к искусству будет зарегистрирован по всем правилам и сохранен где-то в вечности. Второй площадкой стало построенное в 1845 году здание кинотеатра «Колизей», до последнего времени закрытое на ремонт. Так биеннале подготовила его к новой жизни. Новостью стало и место проведения превью биеннале — в нескольких метрах от Кремля, в галерее «ГУМ-Red-Line». Выставка, впрочем, если чем и удивила, то легкостью, с которой «уральское индустриальное» искусство вписалось в гумовский мир парадно-ностальгического капитализма. В Екатеринбурге все иначе.
В основном проекте участвуют 75 художников и арт-групп из 25 стран. Курирует его Шаоюй Вэн из Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Участвуя в проекте Государственного центра современного искусства NEMOSKVA, она проехала несколько регионов и потом проводила собственные исследования российской художественной сцены. В интервью нашей газете куратор рассказала, что хочет уйти от банальных ассоциаций бессмертия с трансгуманизмом. «Наш подход к пониманию бессмертия, к пониманию того, как оно может соотноситься со смертью, очень узок и ограничен нашим очень четко заданным представлением о современных технологиях и о том, что они могут сделать с человеком. Выставка не только критикует ограниченность наших представлений о современных технологиях, но и ищет истоки этих представлений и способы сделать наше взаимодействие с технологиями более открытым и осознанным».
Шаоюй Вэн ссылается на современного философа Юка Хуэя (уже участвовавшего в Уральской индустриальной биеннале) и его концепцию «космотехники». Речь о том, что технологией можно считать любую систему, организующую наши отношения с миром (например, религиозный ритуал), и в итоге может существовать множество подходов к технологии и вариантов ее развития, в том числе национальных. Довольно оригинально поворачивают тему бессмертия в своем манифесте и организаторы биеннале. «Как мы можем преодолеть не только смерть, но и бессмертие?» — задаются они вопросом, имея в виду, вероятно, стирание смертного и сиюминутного вечным и обобщенным.
Среди художников основного проекта много всемирно известных. Например, одна из звезд американского концептуализма, обладательница «Золотого льва» 56-й Венецианской биеннале Эдриан Пайпер или Карлос Аморалес из Мексики, знаменитый «черными мотыльками», «жидким архивом» и многим другим. В числе россиян тоже много весьма титулованных: Павел Пепперштейн, Александр Шишкин-Хокусай и другие.
В Музее Гуггенхайма Шаоюй Вэн специализируется на китайском искусстве — и его, как и в целом искусства из Азии, на биеннале много. «Мне кажется, что Екатеринбург — интересное место, он действительно соединяет Европу и Азию. Но что же происходит в азиатской части России? Складывается ощущение, что она забыта и выключена из дискурса», — говорит куратор и приводит в качестве показательного примера специфического азиатского осмысления технологии инсталляцию Сюй Цзявэя с Тайваня, который с помощью современных технологий фиксировал присутствие «лягушачьего божества» на посвященных ему ритуалах.
Кроме основного проекта, биеннале включает в себя специальные выставки, публичную программу и арт-резиденции. Одна из выставок (российских художников) — «После нас». Ее куратор Владимир Селезнев получил в этом году премию «Инновация» в номинации «Художник года». В Еврейском музее в конце прошлого года был показан проект Саши Генциса «Социалистический сюрреализм», основанный на фотографиях цехов ЗИЛа и интервью с рабочими. Художник фиксировал остатки фантастического мира, в котором стилистика призывов, агитации и пропаганды органично вписывалась в пространство, заполненное станками, машинами и трубами. Теперь проект о «прошлой жизни» московского завода впишется в постиндустриальное пространство Екатеринбурга в галерее, расположившейся в бывшем госпитале Верх-Исетского завода. Больше года антрополог Наталья Конрадова и фотографы Федор Телков и Александр Сорин исследовали жизнь уральских марийцев и их отношения с миром мертвых — и теперь в галереях Ельцин Центра представят мультимедийный проект «Урал мари. Смерти нет».
Публичная программа тоже обширна. Главное ее событие — симпозиум, посвященный философскому осмыслению темы биеннале. Среди участников — уже упомянутый Юк Хуэй, антрополог из Новой школы социальных исследований Абу Фарман, антрополог Сергей Мохов, специалист по политической теории и интеллектуальной истории Илья Будрайтскис и другие. В программе также заявлены ридинг-группы, семинар по фантастическому письму, разговоры о смерти Death Cafe, воркшопы «Амарантовой библиотеки» Джо Дэвиса из Массачусетского технологического института. В рамках воркшопов участники должны записывать информацию в галофилах, солелюбивых микроорганизмах, превращая их в кристаллы соли. Получившееся, по словам Дэвиса, будет «самым длительным архивом из когда-либо созданных» (кристаллы могут существовать до полумиллиона лет).
Наконец, весомый блок составляет программа арт-резиденций. Девять художников прикреплены к различным промышленным предприятиям Урала и создают работы, использующие полученные ими знания. К примеру, Сесилия Йонссон из Амстердама вместе с бывшими работницами медеэлектролитного завода в городе Кыштым Челябинской области вяжет объект из овечьей шерсти и стальной проволоки, чтобы затем покрыть его слоем меди или драгоценных металлов при помощи электролиза. Остальные проекты не менее изощренны. В общем, до декабря Екатеринбург будет жить очень насыщенной жизнью, к которой стоит присоединиться.
V Уральская индустриальная биеннале современного искусства
12 сентября – 1 декабря