Search

Surviving Mars: гайд по строительству колонии

Краткий обзор основных моментов возведения полноценной колонии на Марсе

Другие гайды:

  • Surviving Mars: стартовый гайд

Введение

Строительство колонии — это основной геймплей Surviving Mars. Как только перманентное возведение зданий и коммуникаций притихает, начинается возня по содержанию и поддержанию всей той конструкции, которую вы нагородили. Эффективность этих мероприятий напрямую будет зависеть от того, насколько грамотно вы подошли к устройству колонии на самом старте. Поэтому мы представляем этот гайд, чтобы новичек смог грамотно подойти к реализации инфраструктурных проектов на Красной планете.

Ресурсы

Для начала перечислим ресурсы, посредством которых вы будете создавать свое первое поселение на Марсе:

  • Бетон. Самое распространенное месторождение, где добывается реголит, который после извлечения бетоноэкстрактором упаковывается в плотные кирпичики — ваш основной строительный ресурс. Любая постройка требует бетона в свой фундамент.
  • Вода и воздух. Основа жизни колонии. Если кислород добывается относительно просто, посредством установок МОКСИ, которые расщепляют углекислый газ, то с жидкостью придется повозиться. Добывать воду можно посредством выпаривания ее из атмосферы (мало, но бесконечно), либо добывая из под поверхности акваэкстрактором. Приток будет сильный, но помните, что месторождение в конечном итоге истощится.
  • Энергия. Кровь вашей экономики, ведь ничто не двигается и не производится без электричества. В самом начале вырабатывается она двумя способами: солнечной и ветряной генерацией. Еще есть генераторы Стирлинга и ядерные реакторы, но доберетесь вы до них не скоро. Хранится в аккумуляторах.
  • Пища. Нужна для снабжения колонистов, производится на гидропонных и грибных фермах, либо завозится ракетами.
  • Металлы. Добываются как с поверхности планеты (останки метеоритов), так и из ее глубины, посредством шахт. Используются для возведения практически любой конструкции.
  • Полимеры. Эти соединения добываются из обсидиановых месторождений с поверхности планеты, либо завозятся ракетами. Когда колония разовьется, можно будет построить завод по синтезу, который будет производить их из топлива. Используются для создания аккумуляторов, куполов и небоскребов.
  • Редкие металлы. Добываются из под земли шахтами и являются основным экспортным ресурсом на Землю. Кроме этого из них производится электроника.
  • Топливо. Производится из воды, является основой для транспортного сообщения (ракеты, шаттлы).
  • Запчасти. Производятся на заводе из металла, требуются для обслуживания всего на свете.
  • Электроника. Создается из редких металлов, или завозится ракетой. Нужна для создания и поддержания сложных приборов и центров управления.

Аварийный грузовичек выдвигается на ЧП

Дроны, транспортеры и шаттлы

Это ваша основная рабочая сила, задействованная на строительстве и перемещении ресурсов. Изначально у вас их шесть штук, но по мере роста колонии рекомендуется увеличивать их поголовье. Можно просто завозить их с Земли, если позволяют средства, или строить на месте путем возведения ЦУ (центров управления). Помните, что работают они только в пределах радиуса связи ЦУ, а также требуют постоянной подзарядки и ремонта. Помимо стационарных пунктов можно использовать ЦУ-транспортер, который является передвижной базой для дронов. Ракета тоже является импровизированным центром управления, пока не отправится в космос.

Транспортеры используются для сбора ресурсов, а также для доставки их по месту назначения. Когда у вас станет больше куполов, то можно будет организовывать торговые маршруты, для обмена продукцией и колонистами. Шаттлы — это те же транспортники, только потребляющие топливо вместо энергии, и делающие все то же, только быстрее (летают).

Ученье свет, а неученье — тьма! Продвигайте технологии энергосбережения

Коммуникации и энергорайоны

Как заложить фундамент колонии, мы рассказали вам в стартовом гайде. Теперь рассмотрим вопросы дальнейшего строительства и развития поселения, после закладки первого купола. При этом стоит озаботится беспрерывной подачей электроэнергии. Самым лучшим вариантом для начала являются солнечные панели, так как из обслуживания им требуется только металл. Но при этом не следует забывать, что они бесполезны ночью и во время пылевых бурь, поэтому рядом должны тусоваться пара-тройка ветряков. Соединяете кабелями генераторы с аккумуляторами и ваш первый энергорайон готов!

Солнечные панели не стоит размещать в тени горных пород или построек, ведь так они будут вырабатывать меньше электричества. Нельзя рядом с объектами генерации возводить промышленные объекты, которые выбрасывают тонны пыли в воздух — панели загрязнятся и снизят эффективность. При этом стоит соблюдать основы энергобезопасности. Не стоит делать большие и непрерывные энергорайоны, которые так удобно накрывать сверху астероидами. Лучше подойти к делу сетецентрически, разнести небольшие островки генерации в пространстве, и соединять их проводами, желательно дублированными. В идеале — замкнуть в единую закольцованную сеть.

Такого же принципа стоит придерживаться и для трубопроводов, по которым течет вода и воздух. Вообще, для каждого отдельного купола необходимо строить свою отдельную жизнеобеспечивающую инфраструктуру. Выработка должна быть ровно такая, чтобы содержать колонистов по минимуму потребностей неопределенно долгое время. А затем уже эти изолированные островки соединять в общую сеть, с организацией водонапорных башен, кислородных баков и аккумуляторов. При этом транзитные трубы и кабеля должны быть в обязательном порядке оборудованы переключателями и задвижками, чтобы в случае прорыва или замыкания можно было отключить поврежденный участок и избегнуть лишних потерь.

Так как транзитные коммуникации обычно тянутся далеко и не всегда накрываются сигналом из управляющих центров, то у вас всегда наготове должна быть выездная бригада из ЦУ-транспортера (с дронами внутри) и ДУ-транспортером (с запасами металла для ремонта), которая быстро выдвинется и запечатает прорыв. Все кабеля и трубы должны иметь самый высокий приоритет обслуживания у дронов, затем идут объекты генерации, и только потом некритические производственные объекты.

Один из вариантов продвинутых куполов

Купола

Возведение купола для колонистов просто так, в голой марсианской пустыне, неприемлемо. У каждого поселения должен быть практический смысл. Например, рядом находится месторождение с полезными ископаемыми (дроны не могут добывать в шахтах). Ставите купол так, чтобы его радиус захватывал иконку с ресурсом. Если поставите чуть дальше, то рабочие просто не смогут добраться до места производства. Отдельные купола можно специализировать на производстве чего либо, или сделать наукоградом.

С развитием технологий купола становятся все больше, а постройки внутри — все более разнообразными. Но в самом начале нужно придерживаться следующего стандарта: три жилых здания, госпиталь, рекреационная зона, гидропонная ферма, продуктовый магазин, фабрика или лаборатория. Этого хватит на первоначальное обеспечение и воспроизводство. По мере улучшения внутреннего пространства сносите старые постройки, и возводите новые. Но не забывайте делать это поэтапно и быстро, дабы у колонистов не пострадало самочувствие.

Если имеется возможность, то стройте купола поближе друг к другу, чтобы их зоны доступа перекрывались. Тогда жители одного поселения смогут перемещаться в другое, без использования ДУ-транспортеров и шаттлов. А если в пересечении полей оказалась фабрика или шахта, то можно будет использовать там кадровый потенциал обоих колоний.

Создавайте промышленные кластеры

Производство

А вот тут сетецентрический метод разнесенных в пространстве объектов можно выкинуть на свалку. Промышленность — это укрупнение производственных мощностей, синергия близкорасположенных предприятий и сокращение транспортных цепочек. Завод по выработке топлива логичнее всего расположить рядом с акваэкстрактором или водонапорной башней. И рядом полимерный завод, чтобы далеко не таскать канистры. Буквально впритык должны быть склады соответствующих ресурсов и свалки для отходов. Создавайте таким образом продуманные кластеры, которые выдадут максимум продукции за сол. Ну и рядом забронируйте место для посадки ракеты, чтобы вывозить-завозить расходные материалы.

Стремитесь к полной автаркии своих производственных цепочек. Денег у вас будет очень не хватать, все жизненно важные расходники должны пилиться на месте. Вместо того, чтобы вывозить редкие металлы на экспорт, лучше перевести их на создание электроники. Помните, что высокотехнологичная продукция — это продукция с высокой добавленной стоимостью. Из вас хотят сделать сырьевую колонию? Плюньте им в лицо! Да и чрезмерная зависимость от Земли впоследствии может выйти боком. Впрочем, не буду спойлерить…

Обязательно старайтесь заполнить по максимуму все производственные объекты, где требуется человеческое присутствие. Гоните туда даже не совсем приспособленных для этой работы людей, ведь штатный некомплект приводит к замедлению выпуска продукции, при том же уровне расходов ресурсов. Марс не может позволить себе такой расточительности! Исключение составляют только рабочие с перком «идиот». Допускать таких оболтусов к сложным механизмам себе дороже — сломают что-нибудь, конвейер встанет и влетите в копеечку за ремонт.

Поднять бабла

Этот извечный вопрос всех новоявленных марсиан, особенно на ранних этапах развития колонии — где взять деньги? Один из самых простых способов: торговля сырьем. Но он очень медленный и затратный. Мы подскажем вам, как быстро и без лишних хлопот получить монету с доверчивых землян. Для начала сделайте ставку на мозги, а не на шахты. Есть две технологии в социальной ветке, которые необходимо изучить: «Марсианские патенты» (500М) и «Авторские права марсиан» (1500М). На старте даже есть командир-политик, который имеет первую технологию по дефлоту. Второй способ подходит для более позднего этапа игры, и называется «Космический лифт». Это марсианское чудо снижает стоимость вывода грузов на орбиту и вы сможете продавать редкие металлы за 25-30М, закупать электронику всего на 10М, а остаток ложить себе в карман. Коррупция? Нет, сэр — эффективный менеджмент!

Этот дивный-дивный мир!

Марсианские лайфхаки

  • «Дроновый круговорот». Например, вам нужно срочно переместить ряд дронов из одного ЦУ в другой. В обычном случае приходится подгонять ЦУ-транспортер, загружать его туповатыми ВАЛЛ-И, и везти через полкарты по барханам. Но можно сделать проще — кликаете на ЦУ и демонтируете дроны, превращая их в сборные комплекты. А затем переходите у нужному центру управления и мгновенно разворачиваете, пронзая пространство и время!
  • «Длань Господня». Бывает, что у вас разрушило очень важную дальнюю коммуникацию, до которой ЦУ-транспортером пилить и пилить. Если у вас есть лишняя ракета, то загружаете ее дронами и металлом, а затем выводите на орбиту. И вот в вашем распоряжении моментально спускаемый ЦУ с запасом ремонтных материалов. Главное потом привезти топлива на обратный орбитальный старт.
  • «Генераторы Стерлинга». Многие недооценивают этих колобков, но фактически, до появления ядерного синтеза, именно они дают реальную энергетическую независимость, особенно во время кризисов и аварий, а также не требуют обслуживания во время простоя. Не забывайте только закрывать их во время пылевых бурь, иначе засорятся.

Итог

Такой большой и сложный процесс, как строительство и развитие колонии, явно не может уместиться в такой маленький формат. Поэтому очень многое придется постигнуть на практике, эмпирическим путем. Будем надеяться, что хоть на десятую долю облегчили вам трудоемкий процесс освоения этого чужого, но такого прекрасного мира. В следующем гайде мы коснемся такого важного звена геймплея, как колонисты. Оставайтесь на связи!




Добавить комментарий