Все, что вы хотели знать о типографии, но стеснялись спросить…
Будьте готовы к тому, что все делается не так и стоит не столько, на сколько вы рассчитывали.
Много людей связали себя с издательским бизнесом. И это хорошо. В нашей стране (которая — очень неплохая страна!) печатное слово издавна до странности сильно влияет на жизнь. Говорят, намного сильнее, чем в других странах. Эта любовь российского народа к печатному слову и обеспечивает нам (читателям Publish) средства к существованию (то есть работу) — типография ижевск
Однако достаточного количества специалистов взять негде — их просто столько не научили. Ведь большинство из нас учились еще при коммунистах, а они не предусматривали, что мы будем так много издавать и печатать. Поэтому лучшее, что мы можем сделать сегодня, — это помогать друг другу учиться — типография печать
Эта статья — попытка поделиться опытом работы с типографиями. Среди тех, кто готовит издания, не все хорошо знают специфику собственно полиграфического производства. Эта статья о том, с чем в практической работе приходится сталкиваться чаще всего — о печати продукции малыми тиражами и за малые сроки — ct-global.ru
О тиражах
В типографиях все принято мерять в листах и их долях. Базовым форматом печатного листа в отечественной полиграфии считается формат 60×90. Соответственно, формат А4 — это примерно 1/8 доля от этого формата. В то же время в типографиях, оснащенных машинами малого формата, могут считать в своих листах, 60×45 или 45×30. Вообще, сегодня полиграфисты уже не удивятся и не обидятся, если в разговоре с ними вы будете оперировать не листами и долями листа, а форматами А3, А4, А5. Предполагая, что большинству читателей такая терминология привычнее, я буду стараться пользоваться ею.
Изготовление малых и больших тиражей — не совсем одно и то же. Основные различия такие:
в стоимости малого тиража велика доля, добавленная типографией. Стоимость большого тиража может сравнительно ненамного превышать стоимость бумаги и краски, потраченных на его изготовление.
печать большого тиража объективно занимает довольно много времени. Время изготовления малого тиража зависит, главным образом, от его положения в графике заказов типографии.
большие тиражи почти всегда печатают на больших машинах. Малые могут печататься и на больших, и на малых, в зависимости от ваших пристрастий.
Само по себе деление на «большой» и «малый» тираж условно: для кого-то 15 тысяч — много, а для кого-то — ерунда. Но, в общем, миллионных тиражей сегодня почти не бывает, тираж в 20 тысяч листов (или 160 тысяч А4) может считаться большим практически для любой типографии, а тысяча листовок формата А4 — мало опять же для любой. Между этими крайностями лежит много точек неопределенности. Например, тираж в 10 тысяч А4 вы можете разместить как в большой типографии (и там он будет малым), так и в маленькой (на правах большого). В разных ситуациях может быть выгодно как то, так и другое.
О печатных машинах
Теоретически, вам должно быть все равно, на чем печатается ваша продукция: на новой хорошей машине можно напечатать плохо, а на старой и посредственной — хорошо. Зависит от отношения к делу. Но базовые знания технологии и экономики печатного дела не помешают, когда вам надо будет выбрать между несколькими исполнителями.
Выше я упоминал «большие» и «малые» машины. Строго говоря, к большим относятся машины формата 120×90 и выше. Однако у нас в стране таких немного, и я позволю себе называть так машины форматов 90×60 и 100×70. Тем более, что в разговоре именно их обычно имеют в виду, говоря: «Ну, это пойдет на большую…»
Соответственно, к средним отнесем машины формата от 64×45 до 74×52, и к малым — 52×36 и все, что меньше.
Среди больших машин у нас доминируют немецкие — Heidelberg Speedmaster 102/104, MAN Roland 700, KBA Rapida 104. Среди машин постарше встречаются «гэдээровские» Планеты. Японских машин (очень хороших, кстати) почти нет. Видимо, потому что они дорогие. В этом классе, при выборе типографии, на марку машины можно особого внимания не обращать — пока новые, они все хорошие или очень хорошие. Намного важнее их реальное техническое состояние.
Теперь о средних машинах. Их парк весьма разнообразен. Немецкие — Heidelberg Speedmaster 72 , MAN Roland 200 и 300, KBA Rapida 72 и 72К. Встречается много японских машин, установленных в последние два-три года. Чешские — Dominant 700 (и очень близкая к ней Polly) и Dominant 800. Dominant 700 имеет облегченную (по сравнению с другими машинами этого класса) конструкцию. И хотя большинство этих машин (из числа выпущенных в последнюю пару лет) работает прекрасно, но все же печать тиража на незнакомой Dominant’е 700 (особенно 714 или 724, которые постарше) в малознакомой типографии — повод беспокоиться более обычного.
Все машины среднего формата (их часто называют «полулистки», так как они работают с половиной печатного листа 60×90) неплохо приспособлены для печати сложной продукции, а многие из них практически ни в чем, кроме формата, не уступают большим машинам.
И наконец, с моей точки зрения, самые интересные машины — малые, формата меньше А2. Существенная часть этих машин для серьезной полноцветной печати непригодна, потому что не предназначена, что нисколько не умаляет их достоинств при печати качественной текстовой и штриховой продукции. Но нас с вами интересует все же, в первую очередь, полный цвет.
Среди серьезных малых машин лидер в нашей стране — Heidelberg GTO. Лидер, наверное, и по количеству установленных машин, и по средней доле качественной продукции, приходящейся на каждую машину. Встречаются машины разной степени подержанности, но неновые машины попадают обычно в хорошие руки, а запас прочности у них большой. Другие немецкие производители, MAN Roland и KBA, малых машин не делают (завод по производству машин Praktica теперь принадлежит компании Edelman).