Компания Sony продолжает активно развивать свою линейку беззеркальных полнокадровых фотокамер. Регулярно обновляется, в частности, линейка 7R. Новая модель Sony α7R IV поражает воображение в первую очередь небывалым разрешением — 61 мегапиксель! При этом, что примечательно, по другим характеристикам камера также может впечатлить — производитель заявляет и достойную скорость серийной съемки, и достаточно большой буфер. Для кого же эта камера? Как она поведет себя в реальных условиях? Увидим ли мы прорыв в качестве снимков, или такое большое разрешение, наоборот, вынесет на поверхность слабости камеры? Попробуем разобраться в ходе теста.
Компания Sony, выпускающая камеры в том числе и для фотографов-любителей, делает все-таки особенный акцент на профессиональную технику с полнокадровыми сенсорами. И здесь выделяется серия α7R. В 2018 году начались продажи модели Sony α7R III, и, казалось, бы, она точно еще не успела морально устареть. Но компания Sony явно не намерена расслабляться и, можно сказать, работает на опережение, — поэтому уже в 2019 году выпускает обновление своей топовой модели. 61 мегапиксель — действительно неожиданный ход, ведь до этого самое большое разрешение, которое мы встречали в цифровых фотокамерах с полнокадровым сенсором — 47,3 мегапикселя в камере Panasonic S1R.
В камере используется сенсор, выполненный по той же технологии CMOS с обратной засветкой, которую мы видели в предыдущих моделях серии. При этом нет низкочастотного фильтра, что в теории может привести к появлению муара на снимках, но на практике, в большинстве случаев это играет на руку фотографу, позволяя добиться максимальной проработки деталей и фактур на снимках, а также снизить уровень цифрового шума. От муара сегодня без проблем можно избавляться программными способами. За обработку информации отвечает новейший процессор изображений BIONZ X. Производитель заявляет отличную цветопередачу и впечатляющий пятнадцатишаговый динамический диапазон.
Как и в предыдущих моделях, в α7R IV большое внимание уделено системе стабилизации изображения — и при таком огромном разрешении это становится особенно актуально, ведь малейший смаз на снимке будет заметен. По словам производителя, стабилизатор адаптирован к работе с новой матрицей, и итоговая стабилизация достигает целых 5,5 ступеней, что позволяет снимать с рук на длинных выдержках.
Также в камере используется совершенно новый затвор: опять же, дело в разрешении сенсора, который предъявляет особые требования — любое движение затвора может привести к микросмазу. Затвор в α7R IV разработан таким образом, чтобы свести вибрации к минимуму. При этом он очень надежен и рассчитан более чем на пятьсот тысяч циклов срабатывания.
Уже знакомая по прошлым моделям система Pixel Shift также подверглась усовершенствованию. Реализуется она благодаря уже упомянутому стабилизатору, исполненному по принципу сдвига матрицы и позволяет создавать изображения поистине огромного разрешения. В α7R IV есть возможность объединения аж 16 изображений, при этом первые четыре кадра делаются со сдвигом в один пиксель, а последующие — со сдвигом в 0,5 пикселя. В результате получается снимок разрешением 240 мегапикселей (19008 × 12672). Опция довольно специфическая, и требующая полнейшей неподвижности камеры и снимаемого объекта, но она может быть востребована, например, в репродукционной съемке, где действительно важна предельная передача мельчайших нюансов.
В кроп-режиме (при обрезании части кадра) разрешение снимков составляет 26 мегапикселей, что больше, чем у многих камер на рынке.
Итак, вроде бы очевидно, что производитель делает ставку на разрешение, детализацию, печать снимков большим форматом, и, следовательно, — на неспешную вдумчивую работу. Но не тут-то было. Второй раз Sony α7R IV удивила, когда были озвучены ее скоростные характеристики. Возможность снимать до 10 кадров в секунду (при полном разрешении в режиме непрерывной съемки с фиксацией фокуса и экспозиции по первому кадру) — действительно необычна для аппарата с таким большим разрешением. В режиме непрерывной фокусировки камера снимает со скоростью 8 кадров в секунду, в режиме бесшумной съемки — 7 кадров в секунду, что тоже совсем немало.
Большое внимание уделено и работе автофокуса: датчиками фокусировки покрыто 100% кадра по вертикали и 74% кадра по горизонтали, всего используется 567 фазовых датчиков и 425 точек контрастной фокусировки. Производитель утверждает, что несмотря на то, что кадр не полностью покрыта по горизонтали, камера с очень большой долей вероятности сможет сфокусироваться и на объектах, находящихся с краю кадра. Но это нам предстоит проверить в ходе тестирования. В α7R IV мы также видим уже хорошо знакомую многим систему распознавания лиц, но есть и новшество — распознавание животных. Есть функция отслеживания снимаемого объекта в реальном времени.
Sony α7R IV | Sony α7R III | Nikon Z7 | Canon EOS R | Panasonic S1R | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 61 мегапиксель | 42,4 мегапикселя | 45,7 мегапикселя | 30,3 мегапикселя | 47,3 мегапикселя |
Стабилизатор изображения | 5-осевой | 5-осевой | 5-осевой | Нет | 5-осевой |
Байонет | Sony E | Sony E | Z Nikon | Canon RF | Leica L |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW, C-Raw | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) |
Формат видео | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 | MOV, MP4 | MOV, MP4 | AVCHD, MP4 |
Размер кадра | До 9504 × 6336 пикселей | До 7952 × 5304 пикселей | До 8256 × 5504 пикселей | До 6720 × 4480 пикселей | До 8368 × 5584 пикселей |
Разрешение видео | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 60p |
Чувствительность | ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 | ISO 100–40000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 | ISO 100–25 600 с возможностью расширения до 50–51 200 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная выдержка (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; электронный — до 1/16000 длительная выдержка (Bulb) |
Скорость серийной съемки | До 10 кадров в секунду | До 10 кадров в секунду с электронным затвором | До 9 кадров в секунду | До 8 кадров в секунду в обычном режиме, до 5 кадров в секунду со следящей фокусировкой | До 9 кадров в секунду |
Автофокус | Гибридный, 567 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ | Гибридный, 399 точек фазового АФ в полнокадровом режиме; 255 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ | Гибридный (контрастный + фазовый), 493 точки | Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 88% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали | Контрастный, 225 точек |
Экспозамер, режимы работы | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный | Сенсорная система с 1728 точками: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам |
Экспокоррекция | +/- 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | +/- 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | +/- 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | +/- 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени | +/- 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV |
Встроенная вспышка | Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Нет, X-синхронизация 1/200 с | Нет, X-синхронизация 1/320 с |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2/10 с | 2/10 с |
Карта памяти | Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II | Два слота, совместимых с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II | Слот для XQD/CF-Express | Слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS II | Два слота: XQD и SD типа UHS-II |
Дисплей | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн. точек | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн. точек | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек | Сенсорный поворотный ЖК, 3,2 дюйма, 2,1 млн. точек; дополнительный монохромный дисплей | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек |
Видоискатель | Электронный (OLED, 5,7 млн. точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) | Электронный (OLED, 5,76 млн. точек) |
Интерфейсы | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора | USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ | HDMI, USB 3.1 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | USB Type-C (USB 3.1), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ |
Беспроводные модули | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2В) | Литий-ионный аккумулятор DMW-BLJ31, 23 Вт·ч (3050 мА·ч, 7,4 В) |
Габариты | 128,9 × 96,4 × 77,5 мм | 126,9 × 95,6 × 73,7 мм | 134 × 101 × 68 мм | 135,8 × 98,3 × 84,4 мм | 149 × 110 × 97 мм |
Масса | 665 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 657 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 660 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 1020 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | 244 490 рублей за версию без объектива (body) | 165 000 рублей за версию без объектива (body) | 184 990 рублей за версию без объектива (body), 224 000 рублей за версию с объективом 24-70mm f/4 | 115 990 рублей за версию без объектива (body), 164 000 рублей за версию с объективом (kit) | 269 700 рублей за версию без объектива (body), 338 990 рублей за версию с объективом 24-105mm f/4 |
В том, что касается дизайна, компания Sony придерживается отработанных схем: их камеры в целом похожи одна на другую и не пытаются заигрывать с пользователем какими-то необычными «фишками» или «красивостями». Скажу честно, в эстетическом отношении старшие беззеркалки Sony никогда не вызывали у меня бурного восторга, но, отключив эмоции, надо признать, что это надежные и продуманные аппараты. В тактильном плане меж тем произошли не очень большие, но ощутимые изменения: ряд кнопок стал более выпуклым для более комфортной работы «вслепую», в том числе удобнее будет нащупать их в перчатках. Корпус камеры изготовлен из магниевого сплава и обладает защитой от погодных условий. Вес с батареей и картой памяти — 665 граммов, габариты — 128,9 × 96,4 × 77,5 мм. Камера чуть больше и чуть тяжелее предшественницы, но совсем незначительно, это все равно довольно легкий и компактный аппарат, ощущения от работы с которым меняются в зависимости от использованной оптики: объективы серии G-master могут весить больше, чем сама камера, и в большинстве своем достаточно габаритные. При этом даже с тяжелой оптикой сильного дисбаланса я не ощутила. У α7R IV есть большой и надежный выступ для хвата правой рукой. Также при желании можно докупить вертикальную рукоятку с дополнительными аккумуляторами, которая обеспечит более надежный захват камеры.
Давайте посмотрим, как расположены органы управления на α7R IV. На левом ребре камеры находятся многочисленные интерфейсы, разделенные на три группы, каждая из которых прикрыта своей крышкой. Сами крышки, кстати, слегка изменены по сравнению с предыдущей моделью — две из них ощутимо удобнее стало открывать, а самое главное — закрывать. Правда, крышка разъема для синхронизации все равно неудобная — требуется потратить время, чтобы добиться ее плотного прилегания при закрытии. Отдельно вынесен синхроразъем. Под второй крышкой скрываются разъем для внешней вспышки, мини-джек для микрофона и microHDMI. Под третьей: USB Type-С для быстрой передачи файлов на компьютер (стандарт USB 3.0) и microUSB для зарядки.
На правой грани находится отсек для карт памяти. Оба слота предназначены для карт памяти SD (с поддержкой UHS-I/II). Доступна одновременная запись на обе карты в режиме фото или видео, запись видео на одну карту, а фото — на другую, либо RAW — на одну карту, и JPEG — на другую. Также здесь находится контактная площадка NFC.
Снизу мы видим батарейный отсек и штативное гнездо. Они расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы у фотографа был доступ к батарее даже при съемке со штативом.
Спереди расположен байонет системы Е, кнопка высвобождения объектива, селекторный диск (вынесен на ручку для хвата), ИК-передатчик для беспроводного пульта управления и лампа подсветки автофокуса.
На верхней панели расположен динамик, отверстия стереомикрофона по бокам от «горба», универсальный интерфейс типа «горячий башмак» и группа органов управления, сконцентрированных в правой части: классический селектор режимов работы с кнопкой блокировки по центру, селектор смены настроек (это обновление по сравнению с предыдущей моделью, где колесо смены настроек находилось ниже — на задней панели камеры), колесо ввода экспокоррекции, кнопка спуска с язычком — выключателем питания — и две программируемые клавиши.
На тыльной панели — ЖК-дисплей, наклонный в вертикальной плоскости. Над ним – окуляр электронного видоискателя с колесом диоптрийной коррекции и датчиком приближения. И вторая группа органов управления: третья программируемая клавиша, кнопка вызова основного меню, клавиша пуска видеозаписи, принудительная активация автофокуса/увеличение масштаба при просмотре, блокировка экспозиции/уменьшение масштаба при просмотре, второй селекторный диск, джойстик, навигационное кольцо с четырьмя «лучами», реагирующими на нажатие, и центральной подтверждающей кнопкой, функциональная клавиша (по умолчанию она вызывает быстрое меню) и клавиши просмотра и удаления снимков. Последняя также программируется.
В Sony α7R IV используется такой же дисплей как и в предыдущей модели α7R III — сенсорный, наклонный, с разрешением 1,44 млн. точек. На экран Live View, доступный в равной степени на основном дисплее и видоискателе, можно вывести исчерпывающий набор настроек, виртуальный горизонт, гистограмму, «зебру», сетку нескольких видов. При постоянном использовании видоискателя на основной дисплей можно вывести все ключевые настройки на «зеркальный» манер.
В целом, дисплей хороший, мне было комфортно работать с ним в любых условиях, но можно было бы ожидать увеличения разрешения. Наклонный механизм камер данной серии позволяет снимать с низких точек и из ряда других неудобных позиций, но все-таки экраны с абсолютной степенью свободы (такой мы наблюдали, например, на камере Sony ILCA-99M2) — для меня другой уровень комфорта в съемке. Производитель объясняет отсутствие подобного экрана стремлением к максимальной компактности, но так ли она реальна важна? α7R IV с объективом в любом случае образуют достаточно габаритную систему, речь не идет о ношении камеры в кармане или маленькой сумочке.
А вот OLED-видоискатель изменился. Его разрешение как раз выросло — с 3,68 млн точек до 5,76 млн точек — и это заметно сказалось на качестве отображения. Частоту обновления информации можно установить как на 60 Гц, так и на 120 Гц. Охват поля зрения — 100%, увеличение — приблизительно 0,78х. Доступна диоптрийная коррекция.
В целом, впечатления от работы с видоискателем очень позитивные — картинка четкая, насыщенная, никаких «подтормаживаний» нет.
⇡#Интерфейс
Меню камеры организовано традиционным для Sony способом: для выбора настроек используется горизонтальная навигация с вертикальными списками. Меню, разумеется, очень обширное, поскольку камера такого уровня обладает множеством тонко регулируемых параметров. Для освоения потребуется некоторое время — но не ко всему можно привыкнуть. Например, довольно неудобно оказалась «запрятана» простая опция пакетного удаления снимков. Радует же то, что органы управления фотограф может настроить под себя, сделав камеру более отвечающей личным потребностям — причем для фото- и видеосъемки доступна раздельная настройка управления. Также, безусловно, выручает пункт «Мое меню», куда можно добавить наиболее востребованные съемочные функции. Оно организовано в виде небольшой матрицы, расположенной в нижней части экрана. Быстрое меню можно сделать отличающимся для фото- и видеосъемки, и это очень удобно.
⇡#Беспроводные соединения
Sony α7R IV обладает всеми привычными сегодня опциями передачи файлов. Есть возможность беспроводной связи с компьютером, также предусмотрена возможность соединения через точку доступа. Есть возможность прямого управления камерой со смартфона (для чего понадобится бесплатное мобильное приложение, причем наконец-то новое, не морально и физически устаревшее PlayMemories) — это очень удобно, например, в предметной съемке: фотограф может отслеживать изменения композиции и вносить поправки в настройки, не отходя от снимаемых объектов. Также возможна отправка снимков в фоновом режиме на внешний сервер, причем можно зарегистрировать до девяти серверов. Опция может быть востребована, например, рекламными фотографами, которые работают с заказчиком: последний в реальном времени может контролировать процесс съемки и делать уточнения, не присутствуя непосредственно в студии. Также это удобно в ситуациях, когда отдать материал необходимо в считанные часы или даже минуты после съемки — не придется тратить драгоценное время на перекачивание файлов на компьютер. Отправка снимков на смартфон в фоновом режиме также возможна, но не забываем про огромный вес файлов — память мобильного устройства может быстро заполниться.