ко⇡#Много герц, но где же скорость?
Отдельно нам бы хотелось отметить игру в «кошки-мышки», затеянную компанией LG. В то время как все остальные производители для своих WQHD- и UWFHD-решений остановились на максимальной частоте развёртки в 165 Гц (200-Гц 35-дюймовые *VA-панели мы в расчёт не берём), корейцы решили отличиться и представили модель с частотой на 1 Гц выше. Разница, как вы понимаете, отсутствует, но маркетологи не зря едят свой хлеб — желающих купить модель 34UC89G, по моим данным, в Москве сразу оказалось предостаточно.Корма для кошек и собак — самые крутые ребята
Трендом последних нескольких лет стали мониторы с высокой частотой вертикальной развёртки, и 2017 год не стал исключением. Освоившись с производством IPS- и *VA-панелей с частотой 100-165 Гц, компании резко подняли интерес к таким мониторам со стороны покупателей, и теперь каждый второй хочет монитор побыстрее, чем стандартные 60 Гц. Но не у всех есть деньги на действительно качественный дисплей, к которого матрица поспевала бы за частотой обновления кадров. В результате люди покупают модели подешевле, но с заявленными характеристиками на уровне самых дорогих решений. Согласитесь, тут трудно устоять!
В действительности, всё оказывается не так радужно. Не самый плохой вариант, когда с помощью усиления разгона панели время отклика пикселей удаётся сократить до необходимого уровня (к примеру, в случае со 144-Гц дисплеями максимальный отклик не должен превышать 6,9 мс), но вместе с тем появляются заметные артефакты. Кто-то это может пережить, другие же после быстрой проверки в магазине отказываются от покупки либо возвращают монитор через несколько дней.
Вариант похуже – высокая частота развёртки и матрица, которая за ней не успевает. Во-первых, это проводит к сильным шлейфам за движущимися объектами, на которые покупатели игрового монитора точно не рассчитывают. Во-вторых – матрица по своим скоростным показателям может оказаться настолько несоответствующей частоте развёртки, что шлейф будет наблюдаться не только за объектом, но и до него — этакое двоение картинки. Так действительно бывает, это не мои выдумки!
К тому же выясняется, что теория не всегда соответствует действительности: многие считают сравнимые по заявленным характеристикам *VA-матрицы более медленными, чем IPS-type, однако реальность оказывается иной, что не только вызывает бурю эмоций у начитанного покупателя, но и оставляет массу вопросов. В первую очередь вопрос: как же так? Технологии не стоят на месте, ситуация поменялась.
Многие модели не спасает и заявленная 1 миллисекунда на переходах GtG. Рассчитывать, что у VA- или IPS-матриц будет скорость как у доступных (и тем более дорогих) TN+Film-дисплеев не стоит – перестаньте себя обманывать. Для этого не надо проводить сложные тесты, достаточно поставить пару игровых мониторов рядом друг с другом в режиме клонирования и произвести обычные действия, которые вы делаете каждый день. Все вопросы отпадут моментально и, конечно, вы разочаруетесь в заявленных ТХ.
⇡#Конкуренция в сегменте игровых моделей
Весь 2017 год на рынок мониторов массово выходили игровые модели производства Samsung и LG, хотя раньше оба корейских производителя практически не участвовали в гонке за лидерство в рассматриваемом сегменте. Пользователи приняли их с распростёртыми объятиями, тем более что новинки положительно повлияли на цены ранее выпущенных моделей, не сильно отличающихся от них по своим характеристикам.
Неожиданно заняться выпуском мониторов решили в MSI, представив в начале года пару быстрых *VA-моделей, а после добавив в ассортимент ещё несколько новинок. В компании Dell решили не ограничиваться своей серией SG, которая, по всей видимости, не смогла на равных бороться с решениями конкурентов. Американцы вспомнили про свой популярный бренд Alienware и представили три соответствующие модели. С помощью топового 34-дюймового монитора стандарта UWQHD с частотой вертикальной развёртки 120 Гц (в режиме разгона) производитель поставил шах и мат, ведь ничего подобного на рынке раньше представлено не было.
В свою очередь, компании, занимающие существенные доли рынка игровых мониторов, не стали сидеть на месте и пожинать плоды своего прежнего успеха. В Acer представили много знакомых нам моделей, но с системой слежения за глазами Tobii EyeX на борту, а в ASUS запустили несколько новых серий, рассчитанных на любителей не только наслаждаться картинкой с экрана, но и любоваться внешним видом своего приобретения.
Компания BenQ решила идти своей дорогой. Производитель продолжил развивать линейку игровых продуктов под брендом Zowie, многие из которых оказались мониторами ранее выпущенной серии XL, но под новым названием. Главным отличием новинок от своих конкурентов стало отсутствие каких-либо систем адаптивной синхронизации, позволившее снизить цену, правда, не так сильно, как всем бы хотелось. Подход к качеству сохранился на высоком уровне, и при прямом сравнении с похожими, но более доступными моделями B-брендов, решения BenQ оказываются в выигрышной позиции.
⇡#Дюймов — больше, экраны — шире!
В прошедшем году некоторые производители сочли 34-35-дюймовые ультраширокие модели маленькими, а 43-дюймовые дисплеи стандартного формата 16:9 – недостаточными для 4К-разрешения.
Так, во втором квартале на рынке появились 37,5-дюймовые матрицы с разрешением 3840 х 1600 пикселей (формат 24:10), созданные для продуктивной работы с большим количеством данных. Производством мониторов на базе этих матриц занялись такие компании, как Acer, Dell и LG. Расчёт, похоже, был сделан на тех потребителей, которые под каждой статьей о UWQHD-мониторе кричали о том, что 1440 пикселей по высоте — это мало и что хочется получить нечто похожее на 16:10, но пошире.
Ещё дальше пошла компания Samsung со своим 49-дюймовым C49HG90 на быстрой SVA-матрице, выполненном в абсолютно новом формате 32:9, что соответствует двум 27-дюймовым Full HD-мониторам, стоящим бок о бок. Решение не для всех, но восторг при первом знакомстве обеспечен каждому. Дисплей, без сомнения, хорош, но он на рынке один с таким соотношением сторон, так что далеко не все разработчики ПО и игр успели адаптировать свои детища к рабочему разрешению модели в 3840 × 1080 пикселей. На это потребуется время, и то не факт, что все решат тратить его на столь уникальный продукт. Остаётся ждать появления в 2018 году похожих решений от конкурентов. Думаем, что в Samsung не упустят шанс продать десятки тысяч своих матриц, тем более что все «сливки» они уже сняли и застолбили за собой место первопроходца.
Совсем другой подход пропагандирует компания Acer с недавно представленным 49-дюймовым EB490QK, который даже успел к концу годапоявиться в продаже. Диагональ экрана у новинки такая же, как у решения Samsung, но соотношение сторон обычное – 16:9. Производитель не стал гнаться за скоростью установленной IPS-матрицы, обойдясь стандартными 60 герцами, да и над внешним видом дизайнеры долги не думали. Получился большой компьютерный монитор-телевизор без ТВ-тюнера, но с пультом дистанционного управления и широким выбором интерфейсов подключения. Проблемы с масштабированием 4К-разрешения на таком экране отсутствует – монитору это не требуется. Все элементы крупные и хорошо различимы, а любая программа выглядит идеально. Единственное, что стоит помнить при покупке подобного дисплея: работать на расстоянии меньше 1 метра – дискомфортно. Это, как нам кажется, должно быть очевидно для всех.
⇡#Не совсем HDR, но для всех
Привлечь внимание к новым мониторам с каждым разом оказывается всё сложнее, а когда за основу берутся хорошо знакомые Full HD- и WQHD-матрицы, задача усложняется многократно. Энтузиасты не готовы переплачивать за изменённую цветовую гамму корпуса, благодаря которой производитель обновил свой модельный ряд. Народ требует хлеба, зрелищ и технологий — и производители идут им навстречу.
Со всех сторон в обзорах, рекламе и на официальных сайтах нам начинают говорить о том, что раньше мы не могли потреблять и создавать «настоящий» HDR-контент. Видите ли, старые мониторы, дескать, имеют ограниченный динамический диапазон, узкий цветовой охват и все ваши HDR-фото и видео не отображаются неверно. А вот новые дисплеи с поддержкой HDR10 – это, понимаете ли, самый что ни на есть новый уровень качества и настоящий High Dynamic Range.
Правда ли это? Наш ответ: нет!
Реальность такова, что для расширения динамического диапазона картинки достаточно увеличить количество деталей в тенях и светах, с чем преспокойно справляются современные фотоаппараты, видеокамеры и смартфоны. Ну и вы сами тоже можете справиться — при помощи постобработки в фоторедакторах. Дополнительно оживить картинку яркими цветами способны современные модели с QD-LED- и RGB/BGR-LED-подсветкой, отличающиеся изначально расширенным цветовым охватом по сравнению с моделями, близкими по своим возможностям цветовоспроизведения к стандарту sRGB. Для этого не нужны «новые технологии» с яркими и запоминающимися названиями.
Усилить эффект можно динамической регулировкой яркости определённых областей изображения — светлые зоны сделать более яркими, а чёрный цвет максимально затемнить. Правда, среди реально продающихся моделей на это в полной мере способен лишь Dell UP2718Q с новой AH-IPS-матрицей LG Display с 384 зонами индивидуальной подсветки. Вот он полностью соответствует всем требованиям стандарта HDR10, тогда как заявить поддержку данного стандарта может любой производитель для практически любой матрицы, ведь сертификация для этого, к сожалению, не требуется. Всё в руках компаний, а точнее, их маркетологов. И у каждого свой подход!
Немного расширили цветовой охват в новой модели, оставив всё остальное на своих местах? Заявляем поддержку HDR10, заменив этим сокращением поднадоевшие алгоритмы системы динамической контрастности (работает она на всех матрицах с торцевой подсветкой одинаково – быстро и резко изменяет яркость всей подсветки, в зависимости от происходящего на экране). Поставили матрицу стандарта 4К с повышенной максимальной яркостью? Отлично! Заявим поддержку HDR10, снова завуалировав под этим старую добрую систему динамической контрастности, ставим звёздочку (*) со сноской об особенностях работы системы (конечно же, очень мелким шрифтом) — и потенциальный покупатель уже на крючке! Впрочем, с маркетингом всегда так.
На презентациях журналистам демонстрируют сравнительные картинки (и делают это, конечно же, на обычных мониторах и проекторах без HDR). На одной из таких картинок показано изображение с обычного дисплея, а на другом – на модели с поддержкой HDR. В ходе таких сравнений представители компаний долго и упорно рассказывают про преимущества последних, абсолютно не затрагивая техническую часть вопроса. Однако правда заключается в том, что в каждом из случаев разница между картинками – полминуты работы в любом фоторедакторе со среднестатистическим RAW-изображением, а сам монитор на на это никакого влияния не оказывает и оказывать не может. Для тех, кто никогда не обрабатывал фотографии и далёк от этой темы, разница действительно кажется феноменальной. А вот пользователи, потратившие много часов своей жизни на изучение графических редакторов, смотрят на всё это с грустью и унынием.
Более того, даже отмеченный выше монитор Dell на базе новейшей матрицы с многозонной системой подсветки и поддержкой HDR – не самое приятное, с чем могут встретиться ваши глаза. Достаточно упомянуть о реальной возможности модели вывести на экран небольшой белый объект с яркостью около 1000 нит, затемнив чёрное поле вокруг этого объекта для усиления визуального контраста, чтобы понять какую нагрузку может испытать зрительный аппарат. Подобная величина яркости – это в три раза выше, чем могут 90 % мониторов на рынке при максимальном уровне параметра Brightness, на котором отказывается работать подавляющее большинство пользователей. А теперь представьте вспышку от взрыва в фильме с яркостью в 1000 нит, но в комнате без источников внешнего освещения, ночью. Будете ли вы довольно такой технологией с её принципами работы? Сомневаемся, хотя, первые впечатления, безусловно, будут самыми что ни на есть приятными. Лишь со временем, когда вы наиграетесь, а глаза устанут от резких перепадов яркости подсветки, станет ясно – без HDR можно обойтись точно так же, как и без многих других продвигаемых производителями «технологий» за последние 3-5 лет.
⇡#Модные квантовые точки. Кстати, а где OLED?
Надо отдать маркетологам должное — они могут почти из чего угодно сделать нечто очень желаемое. Так, компания Samsung за один год успела породить массовую истерию по квантовым точкам. Покупатели приходят в магазин и говорят примерно следующее: «Хочу приобрести монитор/телевизор с квантовыми точками. Слышал, что они значительно лучше всех IPS и *VA!». В известных розничных сетях продавцы-консультанты, задача которых продать продукт подороже, вряд ли скажут что-то против и сразу же проводят вас к нужной стойке с демонстрационными образцами. И не станут рассказывать, как обстоят дела в действительности: о том, что это обычные, знакомые нам матрицы, но с некой особой системой подсветки, благодаря которой был расширен цветовой охват модели (получается что-то среднее между обычным монитором и профессиональным, для работы с цветом). Последнее всегда преподносится как преимущество перед конкурентами, и многим это действительно приходится по вкусу. Но мне известен не один случай, когда именно из-за этой особенности монитор с QD-LED-подсветкой возвращался обратно в магазин либо был забракован после долгой и тщательной проверки в демозоне. Люди говорили о перенасыщенных, непривычных цветах, во что легко поверить, зная об используемых до сих пор стандартах цветопередачи (sRGB – основной из них) и возможностях работы системы управления цветом (CMS) в ОС Windows.
Несмотря на всё это, компания Samsung будет и дальше продвигать свою разработку, поклонников у которой с каждым годом будет становиться больше. Любителей яркой и красочной картинки всегда было достаточно — уж точно больше, чем поклонников точной цветопередачи.
Второй трендовой технологией следует признать OLED-панели (матрицы на органических светодиодах). Массовый выпуск мониторов на их основе так и не начался, не стоит ждать его и в 2018 году. Компания Dell буквально через пару месяцев после начала продаж первого на рынке OLED-дисплея прекратила его производство без каких-либо официальных комментариев со стороны руководства. В некоторых источниках можно встретить информацию про недостатки технологии: выгорающие зоны матрицы, нестабильность цветопередачи. Так ли это? Если взглянуть на постоянно обновляемые модельные ряды OLED-телевизоров, выпускаемых уже три года, то поверить в это крайне сложно. Безусловно, на компьютерном мониторе статичные картинки (из-за которых и происходит выгорание пикселей) встречаются в разы чаще, чем на телевизоре, но неужели это единственная сложность, которую нельзя никак обойти? Ждём, надеемся, верим!
⇡#Нехватка пропускной способности? Здравствуй HDMI 2.1
Новые стандарты интерфейсов подключения опережают возможности современных мониторов — как недавно вышедших, так и запланированных на первый квартал 2018 года. Однако это не мешает различным организациям и консорциумам по стандартизации анонсировать более обеспеченные пропускной способностью, продвинутыми протоколами и технологиями версии HDMI и DisplayPort. И если с последним история пока закончилась на v.1.4, поддерживаемой всеми современными видеокартами, то под конец 2017 года выстрелила новость про принятый стандарт HDMI 2.1.
В финальной версии спецификации интерфейса значится поддержка технологий переменной частоты обновления, динамического HDR и автоматической регулировки задержки. Для соединения устройств с нативной поддержкой HDMI 2.1 потребуется новый, «ультравысокоскоростной» кабель. Он характеризуется пропускной способностью 48 Гбит/с, низким уровнем электромагнитного излучения и обратной совместимостью с предыдущими версиями HDMI.
Несжатый поток цифровых видеоданных может иметь формат вплоть до стандарта 5K при 120 Гц и 8-битном цвете, 8K при 30 Гц и 10/12-битном. Ещё больше впечатляют 8K при 120 Гц и 10K (что за чудище такое?) при 120 Гц, возможные, правда, только условиях принудительного сжатия видеоданных Display Stream Compression (DSC) с некоторой потерей в качестве. Заметим, что частота обновления более 120 Гц, которой сегодня завлекают геймеров производители игровых мониторов, в финальной спецификации HDMI 2.1 не значится.
Зато обозначена технология переменной частоты обновления (Variable Refresh Rate), которая должна обеспечить комфортный геймплей без разрывов и дёрганья картинки. По сути, это альтернатива технологиям адаптивной синхронизации AMD FreeSync и NVIDIA G-Sync, но без привязки к производителю графического процессора, установленного в системе.
⇡#Прогноз на 2018 год
Данные нами прогнозы два года подряд сбывались как минимум на 90 %, что позволяет нам со спокойной душой сделать их и в третий раз, оценив характер рынка 2017 года и взятые производителями направления на год наступивший.
Очевидно, никто из них не забудет окончательно про Full HD-модели самой разной диагонали и не откажется от привычных 23-32-дюймовых игровых дисплеев с частотой развёртки 144+ Гц. Часть из них будет наделена псевдо-HDR, всё чаще предпочтение будет отдаваться «безрамочным» панелям, в том числе с тонкими внутренними рамками со всех четырёх сторон. Бесплатная для компаний технология адаптивной синхронизации AMD FreeSync найдёт своё применение в ещё большем количество мониторов, и некоторые из них даже можно будет назвать игровыми.
Тренд на изогнутые дисплеи ещё не прошёл, а достаточно качественные и быстрые SVA-матрицы Samsung наверняка встретятся нам не только в недавно вышедших моделях от ASUS и MSI, но и в будущих решениях других компаний. Между тем, далеко не все из них будут распространяться о «квантовых точках», сохраняя это в секрете, но вряд ли кто-то упустит возможность похвастаться увеличенным цветовым охватом.
Мониторов с OLED-панелями, с большой долей вероятности, мы так и не увидим, но к началу лета должны подоспеть 144-Гц 4К IPS-type-модели, ранее обещанные производителями к осени 2017-го. Часть из них будет оснащаться стандартной торцевой подсветкой, другая же – подсветкой с отдельно управляемыми зонами (384 или 540+ — в зависимости от диагонали экрана), которая обеспечит наиболее натуральный HDR-эффект вкупе с увеличением статичной контрастности до уровня 20 000:1 и выше. Предварительные цены на подобные решения уже известны – более 150 000 рублей за 27-дюймов. Дорого? Тогда лучше посчитайте стоимость компьютера, который сможет «потянуть» игры в разрешении 3840 х 2160 пикселей с частотой 100+ кадров в секунду! Никого не удивим, сказав, что стоимость такого ПК в два раза выше, чем у указанного монитора. Стоит ли оно таких трат? Честно говоря, мы сомневаемся.