Фотокамеры всегда были именно инструментами для людей, которые стремятся к творчеству в повседневной жизни или которые избрали создание фотографий своей профессией. В определенный момент, впрочем, стремление человека фиксировать каждый момент жизни вместе с развитием цифровой фотографии привело к тому, что фотоаппараты стали одной из самых востребованных категорий потребительской электроники. А «зеркалка» — едва ли не самым желанным подарком для всех и каждого.
Все закончилось с распространением и развитием смартфонов. Нет, люди не стали снимать меньше. Наоборот, поток фотографий и видео стал просто гигантским, люди фактически повсеместно выносят свою жизнь на всеобщее обозрение в прямом эфире. Просто для этого больше не требуется специализированная техника – того, что умеют сегодня универсальные мобильные устройства, подавляющему большинству вполне достаточно.
И фотокамеры потихоньку возвращаются в свою нишу. Вместо маркетинговой гонки за мегапикселями и компактностью идет уже вполне осознанное соревнование в качестве. Но и ярких событий в течение каждого года происходит все меньше и меньше – особенно если это нечетный год, без Photokina. То, что будет затишье, казалось вполне очевидным. Жизненный цикл каждой фотокамеры достаточно долгий, бурно менять всю линейку каждый год нет смысла. Тем не менее совсем уж затишья не настало — за год мы увидели немало интересных моделей. Ну а для начала пройдемся по главным тенденциям.
⇡#Фотокамеры без сменной оптики умирают (да, прямо все)
Раньше мы говорили о смерти «мыльниц» — самые простые камеры были вытеснены смартфонами. Теперь можно смело говорить и о закате «продвинутых» компактов — мало кому нужны не только ультразумы с крохотными матрицами, но и весьма серьезные аппараты с дюймовыми сенсорами вроде Sony RX100 V или Canon GX1 Mark III.
Ну или так: фотографам больше не нужны компромиссы. Каждый, кто всерьез погружается в мир фотографии, уже более-менее ясно представляет, что ему нужно – или хочет как минимум иметь в будущем возможность для маневра в плане выбора подходящей именно ему оптики. В итоге беззеркальные камеры со сменной оптикой начального и среднего уровня продолжают развиваться, а такие же по стоимости «компакты» уходят в закат.
Недорогие компакты вообще исчезли с карты – это уже не преувеличение, компании просто перестали их выпускать. Раньше каждой год мы видели «весеннюю» и «осеннюю» коллекцию основных брендов, ну или хотя бы одну за год. Теперь новинки выходили по одной-две, а сразу группу продуктов не представил вообще никто ни разу. В 50-е годы Советского Союза бытовало понятие «малокартинье» относительно количества выходивших кинофильмов. Сегодня можно говорить о «малокамерье», но уже применительно ко всему миру.
⇡#Light L16 вышла. Но мир не изменился
После двух лет ожидания, надежд и скепсиса, доступные для предзаказа еще с октября 2015 года компактные камеры Light L16 наконец были выпущены и доехали до первых заказчиков…
И оказались незаконченными продуктами. Напомним, что фишкой Light L16 была схема с 16-ю встроенными модулями камер, состоящими не только из объективов, но и небольших по размеру сенсоров – картинка получается с них всех и затем программно объединяется. Это должно было в теории дать работу с фокусными расстояниями от 28 до 150 мм (в 35-мм эквиваленте) и очень широким динамическим диапазоном — и все это в компактном корпусе.
Прекрасная теория наткнулась на целый ряд практических проблем: суровые артефакты при съемке на длинных фокусных расстояниях, искаженное боке, невозможность получить приличную картинку при светочувствительности более ISO 400, паршивая работа автофокуса. Это только часть проблем, которые опять же в теории можно решить бесконечными перепрошивками и программными улучшениями. На практике революции не получилось – карманная камера, которая снимает, как профессиональная зеркалка, осталась фантазией. Разве что пейзажи, которые Light L16 позволяет делать при идеальном освещении, действительно впечатляют – с динамическим диапазоном здесь и правда все здорово.
В остальном – добро пожаловать в наш список главных разочарований года. И в один ряд с ребятами из Lytro.
⇡#Огромное разрешение можно совместить с высокой скоростью работы
Некоторое время назад мы радовались выходу таких камер, как Nikon D800, Sony a7R и Canon EOS 5Ds – ого, полный кадр с разрешением в 40-50 мегапикселей! Средний формат под угрозой! Конечно, никому и в голову не приходило, что камеры с такой плотностью пикселей и внушительным размером конечных файлов смогут хорошо снимать при недостаточном освещении или отстреливать скоростные серии.
Ну а теперь это реальность. Canon чуть отстала (обновления 5Ds мы не дождались), а вот Nikon со своей D850 и Sony c a7R III выступили очень мощно. Достойная работа на высоких уровнях светочувствительности, скорость съемки до 9 и 10 кадров в секунду соответственно при достаточно серьезном буфере обмена – это действительно универсальные камеры, которые вполне успешно сочетают в себе способности пейзажных и студийных инструментов с возможностями репортажных камер. Да, спортивные фотографы и репортеры из крупных СМИ едва ли сменят свои Canon 1Dx Mark II или Nikon D5 на эти универсальные зеркалки, но для свадебных или трэвел-фотографов это просто подарки со стороны фотоиндустрии.
А еще кто-то будет говорить про стагнацию в мире фототехники.
⇡#Sony вступает в репортерскую гонку
Sony все-таки сделала это – выпустила беззеркальную камеру, которая составила конкуренцию флагманским «зеркалкам» Canon и Nikon. Речь, конечно же, о долгожданной Sony a9. Подробнее о ней мы уже рассказывали в обзоре, здесь же стоит сказать о главных ее свойствах.
Она не блещет высоким разрешением матрицы – у a9 полнокадровый сенсор выдает только 22 мегапикселя. Но при задействовании электронного затвора камера способна снимать со скоростью 22 кадра в секунду с покадровым (!) автофокусом и без «блэкаута» (затемнения изображения в промежутке между снимками). Следящий автофокус при этом доступен почти по всей поверхности кадра – 693 точки фазового АФ + 25 точек контрастного АФ. Все это дополняется поворотным сенсорным дисплеем, электронным OLED-видоискателем с разрешением почти в 4 миллиона точек и достойной для «беззеркалки» автономностью. Компактный относительно зеркальных конкурентов корпус – само собой разумеется. Ну и дополняется все стоимостью в 320 тысяч рублей, что вполне логично и соответствует возможностям.
Тем не менее даже матерым репортерам теперь есть смысл задуматься – не сменить ли свой любимый Canon или Nikon на Sony? Причем беззеркальную. Это еще недавно казалось абсолютной ересью, а теперь – вполне осязаемая реальность.
Обязательная часть любого итогового списка материалов – субъективных список лучших продуктов года. В данном случае, конечно же, речь пойдет о фотокамерах.
Лучшие камеры года – Nikon D850
Полнокадровая камера с огромным разрешением, которая получила автофокус от старшей модели D5 и возможность снимать со скоростью до семи кадров в секунду, а с батарейной ручкой – и до девяти. При этом доступна съемка при слабом освещении – рабочим можно смело называть диапазон до ISO 6400.
Это действительно универсальный аппарат, камера вполне применима и в свадебной фотосъемке, и на вечерних фотосетах. И, с определенными допущениями, на съемках мероприятий в помещении. При этом аппарат только усилил те достоинства, которые были у серии раньше, – разрешение выросло, динамический диапазон остался на том же уровне, а управление стало еще более комфортным.
В том, что касается фотосъемки, это одна из лучших камер года, если не просто лучшая. Уступает конкурентам она только в плане видео – D850 умеет снимать 4K-ролики, но ей недостает функциональности.
⇡#Лучшие камеры года – Sony a7R III/Sony a9
Sony продолжает бомбить новинками ежегодно, постоянно улучшая свою мощнейшую серию полнокадровых «беззеркалок». Про репортажную a9, вступающую в серьезную схватку с Nikon D5 и Canon EOS 1Dx Mark II, мы уже отдельно написали выше.
Теперь скажем про третье поколение a7 — камера на манер Nikon D850 стала по-настоящему универсальным устройством для съемки фото и видео, совмещающим внушительное разрешение с высокой скоростью съемки и способностью выдавать качественную картинку при больших значениях ISO. К этому она приплюсовывает относительно скромные размеры, встроенный стабилизатор, а также широкие возможности при съемке видео. Правда, в плане видеосъемки a7R III уступает специализирующейся на этом модели a7S II.
Как бы то ни было, Sony продолжает утверждаться в звании главного инноватора в мире фототехники – только настоящего, а не дутого вроде Light Camera.
⇡#Лучшие камеры года – Canon EOS 6D Mark II
Продолжатель дела «бюджетного полного кадра», очень мощно выстрелившего уже пять лет назад (страшно подумать!) Canon EOS 6D. Тут уже нет бешеной гонки за мегапикселями, разрешение матрицы 6D Mark II составляет 26,2 Мп. Скорость съемки при этом — «лишь» 6,5 кадра в секунду, а диапазон работы механического затвора ограничен 1/4000 секунды.
Но при этом тут поворотный сенсорный дисплей, фирменная система автофокуса в режиме Live View Dual Pixel AF вдобавок к традиционному фазовому автофокусу в режиме наведения по видоискателю и, впервые в истории полнокадровых камер Canon, встроенный 5-осевой стабилизатор, работающий при съемке как фото, так и видео. Очень качественный апгрейд для уже устаревшей «шестерки».
⇡#Лучшие камеры года – Olympus OM-D E-M10 III
Несмотря на экспансию полнокадровых камер, в том числе и беззеркальных, система Micro Four Thirds, с которой и началась тенденция постепенного отказа от зеркал, пока не думает уходить со сцены. Свои новые камеры в прошедшем году представили и Panasonic, и Olympus. Самой любопытной из них, пожалуй, можно назвать третье поколение OM-D E-M10.
Новинка не слишком сильно отличается от предшественницы, но за счет свежего процессора в ней удалось реализовать поддержку записи видео с 4К-разрешением, а вместе с механическим затвором тут работает электронный, что позволило расширить диапазон доступных выдержек до 1/16000. Новая OM-D E-M10 унаследовала от предшественницы звание одной из самых удачных travel-камер – относительно недорогой, очень изящной и компактной, но при этом дающей фотографу очень неплохие возможности, в том числе и для самосовершенствования.
Лучшие камеры года – Fujifilm X-T20
Но у Olympus OM-D E-M10 III в этом году вышел и очень сильный прямой конкурент – Fujifilm X-T20. Борьба продолжается. При сравнении с X-T10 разница очевидна: изменилось в лучшую сторону практически все, кроме дизайна и философии управления — они остались прежними.
В X-T20 Fujifilm проделала старый фокус второй раз – берется старшая модель, рассчитанная на серьезных фотографов-репортеров, и ключевые вещи (сенсор, процессор, система автофокуса) из нее помещаются в более компактный корпус. Параллельно обрезается масса вещей, важных для репортеров (от буфера обмена до влагозащиты), и на выходе получается отличная камера для фотографа-энтузиаста без профессиональных амбиций.
Это еще один превосходный вариант travel-камеры – но только для тех, кому видеосъемка реально не слишком важна: у Fujifilm с этим традиционные проблемы, компания не делает на эту функцию серьезной ставки.