Общая информация по переизданию: интерфейс, игровые цивилизации и тактические советы
Введение
Ностальгия зачастую делает с нами забавные фокусы. Вот ты помнишь, как запускал в молодости любимую игру. Какой интересной она тогда тебе казалась, сколько эмоций! А установишь ее сегодня и не понимаешь, как мог в такое играть. И дело даже не в графике, просто жанр эволюционировал с тех пор на порядок и геймплей пестрит корявостями и недоработками. Но есть категория культовых проектов, вроде Heroes of Might and Magic и Master of Orion, над которыми не властно время — они до сих пор смотрятся свежо и актуально. Age of Empires относится к последним. Стоило просто перерисовать графику, увеличить лимит населения до 250 и вот — возвращения короля RTS!
Концепция игры и интерфейс
Для бывалых геймеров 90-х рассказывать про «Эпоху империй» бессмысленно, ведь у каждого наиграно по сотне часов в нее. А вот новое поколение, неизбалованное бумом стратегий в реальном времени, может прийти в ступор от этого гибрида Warcraft и Сivilization. Поэтому коснемся общих принципов этой игры. Перед нами стратегия в реальном времени, с элементами развития от пошаговых. Если говорить упрощенно, то вам предстоит взять первобытное племя и провести его через четыре эпохи (Каменный век, Неолит, Бронзовый и Железный век) к мировому господству и строительству своей великой империи. Мешать вам в этом будут другие цивилизации и собственные кривые руки. Звучит довольно легко, но когда вы взглянете на дерево технологий, то поймете — найти победный рецепт будет ой как непросто. Концепция похожа на Rise of Nation, вот только это последний клонировал Age of Empires, а не наоборот.
Интерфейс здесь достаточно интуитивный, особенно если до этого играл в RTS. В меню нас интересует «Одиночная игра». «Кампания» представляет собой набор ограничений и условностей на карте, поэтому сразу переходим к «Пользовательской игре». Там нам предстоит задать параметры предстоящей катки: выбрать цивилизацию, установить количество игроков (максимум 8), отрихтовать карту по своему вкусу, накинуть стартовых ресурсов и технологий, определить условия победы. Управление стандартное для стратегии: ЛКМ обводим рамочкой, ПКМ отправляем в бой. Местами даже сохранена архаика — в зданиях нельзя ставить исследования в очередь, юниты часто тупят при выборе маршрута и везде застревают.
Начинается все довольно скромно — пара хижин и поля
Выбор цивилизации
Несмотря на внешнюю похожесть, именно выбор стороны определяет ваше развитие и тактику на протяжении всей игры. Перечислим все нации и их бонусы:
Египтяне
Золотодобытчики работают на 20% быстрее, и переносят на две единицы золота больше. Плюс 33% к очкам здоровья у колесничных юнитов. Плюс три к дальности обращения у жрецов. Недоступные технологии: Бронзовый и Железный щит, Скутум и Осадное искусство.
Греки
Юниты из Академии передвигаются на 30% быстрее и стоят на 20% дешевле. Корабли перемещаются на 20% быстрее. Недоступные технологии: Монотеизм, Зелоты, Жертвоприношение, Металлургия.
Вавилоняне
Каменотесы работают на 20% быстрее и переносят на две единицы камня больше. Стены и башни на 75% прочнее. Жрецы восстанавливаются на 30% быстрее. Недоступные технологии: Кольчуга для пехоты, лучников и кавалерии, Железный щит, Скутум.
Ассирийцы
Крестьяне передвигаются на 10% быстрее. Лучники стреляют на 25% быстрее. Недоступные технологии: Дворянство, Архитектура, Аритократия, Алхимия, Бронзовый и Железный щит, Скутум.
Минойцы
Корабли стоят на 30% дешевле. Плюс два к дальности у композитных лучников. Фермы производят на 60 единиц больше пищи. Недоступные технологии: Астрология, Мистицизм, Загробная жизнь, Монотеизм, Фанатизм, Зелоты, Жертвоприношения.
Хетты
Плюс один к атаке у всех лучников. Плюс 50 к очкам здоровья у всех метателей камней, катапульт и тяжелых катапульт. Плюс три к дальности у боевых кораблей (кроме огненной галеры). Недоступные технологии: Мистицизм, Политеизм, Загробная жизнь, Монотеизм, Фанатизм, Зелоты, Медицина, Жертвоприношения, Архитектура, Орошение.
Финикийцы
Дровосеки работают на 15% быстрее и переносят на две единицы дерева больше. Слоновые юниты дешевле на 25%. Трирема с катапультой и джаггернаут стреляют на 30% быстрее. Недоступные технологии: Архитектура, Металлургия, Кольчуга для пехоты, лучников и кавалерии, Осадное искусство.
Шумеры
Плюс 15 к очкам здоровья у крестьян. Метатели камней, катапульты и тяжелые катапульты стреляют на 30% быстрее. Фермы производят на 125 единиц больше пищи. Недоступные технологии: Астрология, Загробная жизнь, Монотеизм, Фанатизм, Зелоты, Металлургия, Железный щит, Скутум, Кустарное мастерство.
Персы
Охотники работают на 30% быстрее и переносят на три единицы пищи больше. Слоновые юниты передвигаются на 20% быстрее. Триремы стреляют на 25% быстрее. Недоступные технологии: Аристократия, Баллистика, Плуг, Кустарное мастерство, Осадное искусство, Орошение.
Шан
Крестьяне стоят 40 единиц пищи. На 40 единиц пищи меньше в начале игры. Стены крепче на 75%. Недоступные технологии: Аристократия, Баллистика, Алхимия, Инженерия, Осадное искусство.
Ямато
Крестьяне передвигаются на 10% быстрее. Все кавалерийские и конные лучники стоят на 25% дешевле. Корабли на 25% прочнее. Недоступные технологии: Астрология, Мистицизм, Монотеизм, Фанатизм, Зелоты, Медицина, Жертвоприношение, Скутум.
Чосон
Плюс 15/20/60/80 к очкам здоровья у воинов с коротким/широким/длинным/легионерским мечом. Плюс два процента к дальности у башен. Жрецы стоят на 30% дешевле. Недоступные технологии: Аристократия, Алхимия, Инженерия, Кольчуга для пехоты, лучников и кавалерии, Железный щит, Скутум.
Римляне
Здания дешевле на 15%, кроме башен, стен и Чудес света. Башни на 50% дешевле. Мечники атакуют на 33% быстрее. Недоступные технологии: Астрология, Загробная жизнь, Алхимия, Орошение.
Карфагеняне
Плюс 25% к очкам здоровья у юнитов из Академии и слоновых юнитов, плюс 15% кочкам здоровья верблюжьих всадников. Плюс 25% к атаке у огненной галеры. Транспортные корабли перемещаются на 25% быстрее. Недоступные технологии: Астрология, Монотеизм, Фанатизм, Металлургия, Кольчуга для пехоты, лучников и кавалерии, Осадное искусство.
Пальмирцы
Крестьяне стоят 75 единиц пищи, но имеют броню и работают на 25% быстрее. Плюс 50 единиц пищи в начале игры. Верблюжьи всадники на 25% быстрее. Дань бесплатна. В два раза больше прибыль от торговых кораблей.
Македонцы
Плюс два к радиусу обзора всех юнитов ближнего боя. Плюс два к защите от стрел у всех юнитов Академии. Юниты из осадной мастерской стоят на 25% дешевле. Все юниты в четыре раза более устойчивы к обращению. Недоступные технологии: Астрология, Мистицизм, Политеизм, Загробная жизнь, Монотеизм, Фанатизм, Зелоты, Медицина, Жертвоприношение, Дворянство, Инженерия, Кустарное мастерство, Осадное мастерство.
Понятное дело, что отдельные цивилизации будут рулить в определенные периоды и на специфических территориях. Это надо учитывать и устраивать реконкисту с учетом своих преимуществ. Также необходимо знать слабости противника, чтобы ударить побольнее, или просчитать его манеру развития.
Базу желательно окружить стенами и башнями. Чудо Света держать в самом неприступном месте — его постараются снести в первую очередь
Общие советы
Ресурсов у нас всего четыре штуки: дерево, еда, золото и камень. Последние два — для более поздних этапов. В самом начале вы стартуете с тремя крестьянами и городским центром. Желательно сразу найти источник пищи — это будут либо кусты с ягодами, либо стада животных и рыба вдоль побережья. Чтобы не тратить время на переноску ресурсов до городского центра, советую построить амбар или соответствующее здание под сбор. Производить стоит только пять крестьян на один куст и быстро копить на переход из каменного века в неолит. Именно там можно будет получить фермерские поля, после которых производство пищи выйдет на промышленный уровень и будет требовать только древесину.
Воинов в самом начале лучше не производить, если вы не собираетесь рашить. Все равно все начинают с нейтральных отношений и борьба за ресурсы почти не ведется. Логичнее прокачать экономику и выйти по военным техам вперед. Помните, что где дерутся двое — выигрывает третий. Если видите, что некий агрессор зажал соседа в угол, то накиньте ему небольшой дани и вообще приходите на помощь своими войсками. Сражаться лучше на чужой земле и малой кровью. Периодически совершайте налеты конниками и уничтожайте крестьян, а также оторванные от базы противника центры добычи.
В самом углу экрана над мини-картой есть список участников, где указывается их общий счет. По этим цифрам опытные игроки могут определять даже отрыв технологический. Как только вы вырвались вперед, сразу же идите и гасите второго топчика, который дышит в спину. Подгадывайте этот момент под свою цивилизацию, клепайте юнитов уже загодя до рейда. Вообще, старайтесь часто вести разведку и быть в курсе дел у противника на базе и отслеживать перемещения его войск. Если есть возможность встретить ударную группу врага под прикрытием своих башен или кораблей — пользуйтесь.
Воевать в этой стратегии достаточно просто — копите юнитов и отправляете толпой на оппонента. Но все равно есть ряд правил, которые помогут в этих боях стенка на стенку. Во-первых — вперед высылайте самые слабые юниты, которые свяжут основную пехоту боем, а ваши ДПМ-бойцы, прикрываясь ими, нанесут основной урон. Во-вторых — старайтесь фокусить, особенно это касается ваших стрелков. Отводите пострадавших солдат с передовой, чтобы их подлечили жрецы. В-третьих — конницу пускайте в обход, чтобы вырезать дистанционные единицы и хилеров.
При развитой экономике можно попробовать удушить противника в кольце блокады. Подгоняете кучу крестьян к базе противника и оцепляете все подходы башнями, свое войско держите поблизости. Можно даже поагрить компьютерных ботов лучниками, чтобы развести на атаку. Постепенно сужайте блокаду, рано или поздно ресурсы у оппонента закончатся и он попытается прорваться. Для особо подлых игроков есть прием, как задавить экономику противника на старте. В самом начале высылаете крестьянина на поиск хищных зверей, затем атакуете их и убегаете в сторону вражеской базы. Заводите в самый центр или к скоплению крестьян и даете себя убить. Стая львов в каменном веке может наделать много делов, да и просто блокировать доступ к ресурсам.
Закатали в асфальт слонами — довольно читерский юнит
Итог
В целом переиздание получилось неплохое, но рассчитано в основном на ностальгирующих пользователей, у которых в молодости и трава зеленее была, и солнышко ярче светило. Игра устарела даже не графически, а морально. Не хватает всяких банальностей, вроде подсветки на карте атакуемых участков, автозастройки полей и т. д. Тем более, что существует HD-римейк Age of Kings, в котором все эти проблемы решены. Советую качать его и не париться.