ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ
Дмитрий Никифорович Кайгородов (1846-1924) — русский ученый-натуралист, «отец» отечественной фенологии, популяризатор естествознания.
Сначала любопытство, а затем устойчивый интерес ко всему живому (и неживому) в природе стал проявлять в детстве, делая первые «открытия» в отцовском саду, на рыбалке и охоте. Спустя много лет он писал: «…сад был колыбелью моей любви к цветам, деревьям, птицам — ко всей природе, — любви, доставившей мне столько радостей и столько светлых дней в моей жизни! — Дмитрий Кайгородов
Обеспечим библиотеки России научными изданиями!
Кайгородовы жили на окраине небольшого белорусского городка Полоцка. Здесь же Дмитрий окончил кадетский корпус, школу военных техников (специализировался по химии) и начал службу в конной артиллерии. Однако юношу влекло другое. Познакомившись с книгами А. Брема и других зоологов, он по-иному начинает воспринимать наблюдаемое в окрестных лесах, полях, на болотах и решает всерьез заняться биологией. Перевод по службе в Петербург на Охтинский пороховой завод не изменяет его решения. Для молодого поручика служба оказалась необременительной, так как завод работал лишь пять месяцев в году и у офицеров оставалось много свободного времени — https://vm.ru
Кайгородов читает книги о природе (благо, при заводе неплохая библиотека), бродит по охтинской округе с биноклем, блокнотом, баночками для сбора насекомых и ботаньеркой, исследует в заводской химической лаборатории под микроскопом образцы растений, бывает на лекциях известных специалистов по ботанике, минералогии, метеорологии, физике и химии — Кайгородов Дмитрий Алексеевич
Как вольнослушатель успешно проходит за три года полный курс Петербургского земледельческого института (ныне Лесная академия). Вскоре оставляет военную службу, а в 1872 году защищает кандидатскую диссертацию «О добывании уксусной кислоты как предмета мелкой заводской промышленности». В институте обратили внимание на способного студента, штабс-капитана и кандидата наук и предложили двухлетнюю заграничную командировку с целью более полного изучения технологии обработки древесины и подготовки к руководству вновь создаваемой кафедрой. По возвращении на родину Дмитрий Никифорович становится заведующим кафедрой лесной технологии, а позже — кафедрой лесного инженерного искусства. Возглавляет кафедру 30 лет, получает звание почетного профессора и становится помощником директора. Он пишет статьи о рационально-хозяйственном использовании лесных богатств, составляет «Лесоторговый словарь».
Еще в 1871 году Кайгородов начинает вести постоянные наблюдения за сезонными явлениями природы. Ничто не ускользает от его пытливого взгляда. В течение десятилетий он анализирует результаты, сводит их в систему и, словно летописец, публикует в виде бюллетеней, дневников и календарей. Понимая, как необходимы огромной стране такие сведения, вовлекает в длительную и кропотливую работу десятки, сотни, тысячи корреспондентов — любителей природы из разных регионов России — и становится общепризнанным «сказителем» времен года. Кайгородов с помощниками впервые создают отечественную фенологическую сеть, носящую сегодня его имя.
Дмитрий Никифорович стал не только крупным ученым, но и выдающимся популяризатором. Главная его работа на этой стезе — книга «Беседы о лесе». Он признается читателям: «Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю его, тем больше люблю». Человек, прочитавший эту книгу, не сможет остаться равнодушным к лесному «царству». (Кстати сказать, в качестве иллюстраций автор подобрал копии работ великого певца российских лесов — Ивана Ивановича Шишкина.)
Круг тем других природоведческих книг Кайгородова весьма широк: «Из зеленого царства: популярные очерки из мира растений», «Из царства пернатых: популярные очерки из мира русских птиц», «Наши весенние цветы» и «Наши летние цветы», «Дерево и его жизнь», «Наши весенние бабочки», «Собиратель грибов». Многие из перечисленных книг неоднократно переиздавались. Печатался он и во многих журналах. Научно-занимательные работы Кайгородова критики ставят в один ряд с книгами Брема, Фабра и других корифеев популяризации.
Дмитрий Никифорович не только беззаветно любил родную природу, но и всячески защищал ее. Будучи одним из ведущих специалистов лесного хозяйства, постоянно призывал к бережному использованию лесных сокровищ. Он — один из инициаторов установления весеннего праздника «День птиц» и автор статей в массовых изданиях: «В защиту аистов», «В защиту щеглов», «Пожалейте зимой птичек!», «Птицы и дамы» (последняя статья — против зряшного уничтожения больших и красивых птиц ради перьев для боа и шляпок).
Кайгородов был убежден, что природу надо беречь, прежде всего, потому, что она — источник человеческой радости и восхищения, покоя и отдохновения, как и источник вдохновения для композиторов, писателей, художников. Неслучайно его первая лекция (для работников порохового завода) называлась «О цветке как источнике наслаждения»; о любимом композиторе он рассказал в другой лекции — «Петр Ильич Чайковский и природа». (Тексты лекций сохранились.) Он хорошо рисовал, любил классическую музыку и сам играл на фортепьяно. Перед своим домом он создал дивный розарий.
В течение сорока лет Д. Н. Кайгородов приобщал к природоведению школьников, студентов, преподава телей. Он проводил разнообразные биологические экскурсии, устраивая занятия в необычных «аудитори ях» — в лесу или в поле, на лужайке или около болотца, в саду или в лесопарке, издавал оригинальные методические руководства и увлекательные хрестоматии, написал замечательную программную статью «Природа в будущей школе».
Предлагаем читателям очерк (с редакционными изменениями) из книги Д. Кайгородова «Родная природа».
См. в номере на ту же тему