Предварительный просмотр:
Ондар-Салчак Азияна Григорьевна-преподаватель вокала
Академический вокал vs пение в речевой позиции — академический вокал
Почему-то принято противопоставлять академическую постановку голоса и пение в речевой позиции. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно.
Итак — чтобы начать звук мы должны взять дыхание. И здесь встречаем первое противоречие: академисты во время пения сохраняют так называемую «вдыхательную установку», а речевики (надеюсь, никто не обидится, если так я назову сторонников речевой позиции в пении) поют на выдохе, так же, как и говорят.
Диафрагма (наш дыхательный «мотор») расположена под легкими и имеет вид купола: при вдохе верхушка купола вдавливается и диафрагма расправляется, а при выдохе, расслабляясь, возвращается в прежнее состояние. Надо сказать, что диафрагма — дама с характером, усвоившая, что ей надлежит делать, еще до появления на свет ее обладателя и заставить, а вернее, уговорить ее слушаться далеко не просто. И, если петь на выдохе, то не Вы, а она будет решать, сколько продлится музыкальная фраза и, когда купол диафрагмы уйдет полностью вверх, Вы почувствуете, что Вам немедленно нужно вдохнуть, ибо воздух закончился. Но это не так! В легких еще полно воздуха, но Вы не можете его использовать! Этого вполне можно избежать, если к работе дыхания привлечь мышцы нижних ребер и пресса (дышать животом) а в момент взятия дыхания почувствовать небольшое натяжение мышц нижних ребер. Таким образом, придерживая диафрагму в состоянии вдоха, Вы можете контролировать длину музыкальной фразы. Сразу оговорюсь, что это очень непросто и в один момент не получится.
Конечно, эстрадный и, в некоторой степени, джазовый вокал не требуют такого «огромного» дыхания, как, к примеру, исполнение вокальной музыки Вагнера. Но это не повод отказываться от той пользы, которую может принести применение академического приема «сохранения позиции вдоха»! Просто ее нужно использовать без фанатизма — на столько, на сколько надо.
Однако «вдыхательная установка» — это не только опора на дыхание, но и положение гортани, которое она принимает при вдохе. Гортань, так же, как и диафрагма, участвует в процессе дыхания — при вдохе она опускается, расширяется и пропускает воздух в легкие, а при выдохе понимается, сужается и помогает выпустить воздух. По этой же причине она, как и диафрагма, слушаться Вас не намерена. Голосовые складки (связки) расположены внутри гортани. Поэтому, при расслабленной, раскрытой гортани голосовая мышца расправляется, и, одновременно, с голосовых складок снимается лишняя нагрузка — они лишь вибрируют под потоком воздуха, который, как мы помним, регулируют крепкие мышцы, обслуживающие дыхание. Проблема в том, что привычка звучать на выдохе не дает возможности задержать гортань в расслабленном состоянии, она напрягается и вся нагрузка по производству и удержанию звука ложится не на дыхание, а на две тоненькие голосовые складки. Стоит ли удивляться, что голос быстро устает при этом? И тут на помощь можно призвать еще один академический прием — купол или зевок, а проще говоря — натянутое мягкое небо, которое удерживает гортань в положении вдоха (все сейчас зевнули?). Интересно, что педагоги-лингвисты тоже пользуются этим приемом, например, при постановке произношения некоторых французских согласных. Только не надо петь «в купол», это неправильно. Звук должен рождаться перед куполом, так как звук — это энергия, и направить ее надо вперед, слушателям, а не в свою черепную коробку, где ей совершенно нечего делать. Опять же — не надо фанатизма, для исполнения эстрадной песни не нужен такой же зевок, как для исполнения арии Тоски. Освойте этот прием и используйте его так, как это нужно в Вашем случае.
Плавно подходим к острейшей проблеме академического вокала — четкой дикции. И здесь, да простят меня академисты, надо присмотреться к приемам речевиков и пользоваться ими в академическом вокале.
Зачастую мелодика языка в вокальном произведении играет не меньшую роль, чем музыкальная линия. Есть такой прием — разобрать сначала текст (как стихи), прочитать несколько раз с выражением, расставить акценты, уловить динамику, а после этого приступать к работе с нотами. Это дает потрясающие результаты! И почему бы не пользоваться методами пения в речевой позиции в академическом вокале? Только без фанатизма, настолько, насколько это надо.
Человеческий голос — самый совершенный музыкальный инструмент, дарованный нам Природой. Первый звук появляется сразу за первым вдохом, и, если он не появится, то жизнь не начнется.
Ваш голос уникален, больше такого голоса в мире нет. Любая методика преподавания вокала, любая техника пения и прочее, прочее, прочее — всего лишь «обслуживающий персонал» Вашего голоса. И стоит ли спорить — какая методика лучше и можно ли смешивать различные вокальные жанры? Не лучше ли позволить этим самым жанрам и методикам проникать и обогащать друг друга?