Search

Что мешает русскому арт-рынку

Проблемы российского арт-рынка в узком кругу обсудили отечественные антиквары на юридическом форуме 17 апреля в рамках ярмарки Russian Antique & Art Fair в Манеже, а затем обозначили уже в присутствии зарубежных гостей на I Российском саммите коллекционеров Cube.Collectors 23 апреля.

Юридический форум, организованный Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), был посвящен различным аспектам оборота движимых культурных ценностей. Главной темой стало регулирование в области права следования. По вступившему в силу в сентябре 2018 года постановлению к закону о праве следования с каждой продажи продавцы искусства, если в сделке участвует хотя бы одно юридическое лицо или ИП, должны делать отчисления в размере 5% в пользу художника или его наследников (в течение 70 лет после его смерти). Платежи аккумулирует аккредитованная государством организация — УПРАВИС. Дилеры не отказываются выплачивать авторские отчисления — закон есть закон, — но не согласны с некоторыми методами УПРАВИС. Например, с тем, что платить придется даже в том случае, если точно известно: у умершего художника наследников нет. 

Управляющий партнер юридической компании «Сертас Групп» Станислав Бахолдин, представляющий интересы МКААД, рассказал о мерах, которые конфедерация предлагает принять с целью урегулирования взаимоотношений с УПРАВИС: законодательно закрепить обязанность выплаты авторского вознаграждения по праву следования за покупателем произведения искусства и установить минимальную сумму продажи произведения искусства для уплаты вознаграждения по праву следования так, чтобы обслуживание выплаты сбора не превышало бы размер этого сбора.

Еще одна вечно актуальная тема — ввоз и вывоз культурных ценностей. Соучредитель «Галереи Альбион», эксперт Министерства культуры Виктория Лаптева в своем докладе дала пошаговую инструкцию по тому, как правильно ввозить искусство в Россию и вывозить из страны. Она предостерегает: за нарушение законов предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до реальных тюремных сроков. Конечно, можно поручить транспортировку надежным транспортным компаниям — это более безопасно и комфортно, но и затратно. О специфике их работы рассказала на Cube.Collectors Диана Моцонашвили, управляющий партнер компании Fineartway, с которой сотрудничают многие российские музеи.

«Открываются новые галереи, новые пространства, появилась новая ярмарка, есть новое поколение коллекционеров. Галереи делают максимум возможного, но, в отличие от других стран, у нас нет системной поддержки современного искусства — со стороны государства, частных коллекционеров, различных общественных институций, музеев», — отметил куратор и арт-менеджер Николай Палажченко. Ему возражал коллекционер Валерий Дудаков: «Институты сами по себе не рождают спрос. Можно умножать ярмарки и галереи — цены-то они не создают». Прежде всего, не хватает частного капитала, который мог бы поддерживать художников. Генеральный директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин посетовал, что цены на рынке русского искусства за последние пять лет снизились вдвое, а оборот упал чуть ли не в шесть раз. По его мнению, рассчитывать на рост, пока в стране сохраняется такая экономическая ситуация, а искусство зажато в рамки цензуры, не приходится.  




Добавить комментарий