Обзор американской САУ третьего уровня: история создания, игровые характеристики, тактические советы
Т18 HMC — американская самоходная артиллерийская установка третьего уровня. Когда-то, давным-давно, практически в прошлой жизни, «Телевизор» являлся невероятной «имбой». Он дико гнул «песок» — это был практически единственный танк на котором я взял медаль «Герой Расейняя». Настрелять на нем 10 фрагов практически ничего не стоило. Долго такая лафа продолжаться не могла, и в патче 9.12 на самоходке поставили жирную точку. Они даже не стали ее нерфить, просто перенесли туда, где она и должна была быть с самого начала — из ветки ПТ-САУ в ветку САУ. Казалось бы, вот она — заслуженная пенсия. Однако даже в таком кастрированном состоянии танчик сохранил свои убойные свойства.
Историческая справка
Разработка легких самоходных установок велась в США еще с конца 1920-х годов. Изначально для этих целей использовали тракторные шасси, но они были слишком тихоходные. Поэтому вскоре разработчикам приглянулась ходовая легкого танка Т1. Был создан опытный экземпляр, однако эксперимент начался не вовремя — грянула Великая депрессия и финансирование армии порезали. Прототип какое-то время пылился в гараже, пока про него не вспомнили в 1939 году, в преддверии войны.
В этот раз для шасси была взята усовершенствованная ходовая танка М1. Проект обозвали индексом Т3, снабдили75-мм гаубицей и 7,62-мм пулеметом, размещенном в маленькой башенке. Но в ходе проводимых испытаний выяснилось, что рубка у агрегата слишком тесная для эффективной работы экипажа. Однако сама компоновка вышла удачной и следующий проект на базе танка М3 не заставил себя ждать. Усиление ходовой дало о себе знать — рубку расширили, добавился еще один член экипажа. Однако в этот же период шла разработка более перспективной САУ М8 на базе танка М5, и проект положили под сукно. А жаль, вышла бы отличная машина боевой поддержки.
Машина не пошла в серию. Надо было просто появиться чуть раньше
Игровые характеристики
В World of Tanks «Телевизор» прожил судьбу от убойной ПТ-САУ до посредственной САУ. Рассмотрим его характеристики в разрезе игры:
Защита
Раньше броня у нас роляла, но это было на втором уровне. После итерации в «арту», нас запихнули на третий «левел», а здесь уже 51 мм во лбу — не панацея. По бокам и того меньше — 32 мм. Корма традиционно слабая у всех машин — 25 мм. Автоматы конечно еще держит, но с «голдой» быстро впадает в ничтожество. Впрочем, у большинства САУ и такой защиты нет, а значит — это все же преимущество. Большинство просто не будут воспринимать вас всерьез, чтобы тратить подкалиберные снаряды. С такими раскладами 120 очков прочности позволят вам дожить до конца матча.
Огневая мощь
Пушка у вас одна — там самая 75-mm Howitzer M1A1. Что можно сказать о ней? Стреляет она только фугасами. Урон в 175 ХП, при скорострельности 8,57 выстрелов в минуту, дает ДПМ в районе 1500 ХП. Бронепробитие всего 19 мм, но свойство бризантных снарядов, коих у нас 42 штуки, позволяют наносить часть урона даже при взрыве на броне. Точность 0,68, время сведения 4,8 секунды. Вполне стандартные цифры для мелкокалиберной «арты».
УВН минус восемь градуса (хорошо для стрельбы прямой наводкой) и плюс 40 градусов (вполне можно закидывать за бугор). УГН очень хорошие — по 21 градусу в обе стороны, что позволяет держать широкий сектор обстрела. Часто поворачивать корпус, сбивая стабилизацию орудия, не приходится. Скорость горизонтальной наводки 16 град/cек, вертикальной наводки — 40,25 град/сек.
Динамика
Шасси М3 вполне хорошо справляется с нашим небольшим корпусом. Топовый двигатель Continental W-670 вырабатывает 262 л. с., что дает нам максимальную скорость всего в 48 км/ч. Скорость приличная для даже ПТ-САУ, а для «арты» так вообще божественно. Усиленные гусеницы T18 HMC modified увеличивают грузоподъемность на две тонны (15 тонн) и разворот на два градуса (до 23 град/сек). Башни у нас нет, поэтому остается надеяться только на свою маневренность.
Обнаружение и связь
Для «арты» очень важен радиус связи, так как стрельба идет по данным от союзников. Топовая радиостанция SCR 506 выдает 615 метров связи, что вполне неплохо для третьего уровня. А вот обзор у нас хуже некуда — 250 метров. Но это стандартное узкое место всех САУ. Куда лучше значения маскировки, но только в стационарном состоянии: на ходу 14,9%, неподвижно 29,8%, с масксетью 34,8%. Если не жалко — возьмите камуфляж за «голду».
Прокачка и оборудование
В каком порядке следует изучать Т18 НМС? К сожалению нашим предшественником является T1 HMC, который поделится только предтоповой радиостанцией. С миру, как говорится, по нитке — Тришке на кафтан. На свободный опыт выкачивает ходовую, добиваете топовую радиостанцию (стрелять по «засвету» лучше издалека) и выходите на Т82 НМС через двигатель. Все, теперь у вас есть элитный статус и можно нагибать.
Экипаж у нас всего три человека, поэтому распределяем навыки с умом. В самом начале всем «Боевое братство», чтобы улучшить характеристики всему экипажу. На втором уровне перок командиру «Шестое чувство», а остальным — «Маскировку». На третьем уровне можно ударится в специализацию: офицеру докачиваем «зеленку», наводчику «Плавный поворот башни», мехводу «Плавный ход». В таком сетапе мы будем не только закидывать «чемоданы», но и «дамажит» на прямой наводке.
Спецоборудование для САУ всегда закупается в классической компоновке: «Досылатель», «Улучшенные приводы наводки» и «Масксеть». Чтобы быстро прокачать экипаж можно вместо сетки временно установить «Вентиляцию». За боны можно приобрести спецоборудование и предбоевые инструкции. Рекомендуем прикупить: «Экспериментальная система заряжания» (минус 12,5% к перезарядке), «Износостойкие приводы наводки» (плюс 12,5% к скорости сведения), «Рациональная боеукладка» (минус 2,5% к перезарядке), «Настройка прицела» (плюс 2,5% к сведению), «Укрытия на местности» (усиливает навык «Маскировка»), «Без резких движений» (усиливает навык «Плавный поворот башни») и «Тонкости работы КПП» (усиливает навык «Плавный ход»).
Расходники выбираем стандартные: «Ящик колы», «Малый ремкомплект» и «Малая аптечка». Причем вместо аптечки можно взять «105-окатновый бензин», чтобы кататься чуть быстрее, но это дело вкуса.
Закрытая рубка большой плюс в контрбатарейной борьбе
Советы по тактике
Т18 НМС — в первую очередь самоходная гаубица, но ПТ-прошлое дает о себе знать. Все упирается в то, на какой уровень вас отправит балансировщик. Если вы в топе, то можно порулить на прямую, а если кинуло на пятый «левел», то самое время покидать фугасы издалека.
Итак, вы в топе. Здесь конечно не второй уровень, и товарищей с картонной броней поменьше, но все равно — пушка, которая выбивает до 100 ХП, попутно ломая модули и контузя экипаж, ценится на вес золота. В «песочнице» карты в основном маленькие и городские, и вашей скорости хватит, чтобы занять выгодные позиции на переднем крае фронта. Скрываться особо не надо, но и «светится» первым без надобности тоже не стоит. Лучше всего пропустить вперед камикадзе, который перед своей гибелью обнаружит врагов, а затем выехать и раздать всем сестрам по серьгам. При быстрой езде круг сведения уходит аж за границы прицела, поэтому перед тем как стрелять, необходимо остановится и заранее свестись в то место, где предположительно появится противник. Надеяться на «вертухан» особо не стоит. Обязательно цельтесь в НЛД — обычно там у танков самая тонкая броня. Особые асы закидывают фугасы прямо под днище машин, где они взрываются и осколками пробивают тонкий пол. Когда попадаете под обстрел, то немного доворачивайте корпус, чтобы искусственно создать рациональный угол наклона брони, для приятных рикошетов.
Вы в самом низу списка. Здесь ваши действия ничем не отличаются от обычной САУ — ищите кусты на базе, или около, и приникаете к окулярам. Стрельба навесом довольно стандартная, правда урон по тем же КВ выходит копеечным, поэтому если есть возможность — выбирайте более мягкие цели. Особенно ценятся самоходки с открытой башней, вроде Т67. Но иногда вашу «однокнопочную» идиллию может нарушить прорвавшийся легкий танк. Он ожидает увидеть беспомощную и неуклюжую «арту» — разочаруйте его. Здесь пригодятся советы из абзаца выше. Но до прямого столкновения все же лучше не доводить. Заметив красную точку на карте, стремительно приближающуюся к базе, срочно покиньте нычку и присоединитесь к союзникам на одном из флангов. И уже оттуда мешайте вражескому захвату, сбивая очки близкими разрывами.
Понятное дело, что это все линейные советы для новичков. Опытный игрок всегда действует по обстановке, мгновенно меняет тактическую прошивку и принимает верные решения. Но все же некоторые советы достаточно универсальны, чтобы прислушаться к ним. Например: не ведите частый огонь из одних и тех же кустов в режиме «арты». Если сверху за позицией наблюдает враг, то он сразу заметит жирный трассер, который к тому же с точностью до метра укажет ваше местоположение. Не ленитесь менять позиции при живой «арте» противника. Или вот еще — когда идете на таран, убедитесь что ваш оппонент более мягкий, чем вы. Стрелять фугасом стоит до столкновения, нежели после, так как осколками от взрыва вполне может посечь и вас.
На пятом уровне — стоять в кустах, стрелять навесом за горизонт. Иначе разберут
Итог
Плюсы:
- пушка может стрелять прямой наводкой,
- хорошие УГН,
- есть броня,
- отличная динамика,
- топовая радиостанция.
Минусы:
- брони не всегда хватает,
- низкая точность и долгое сведение,
- часто не хватает боеприпаса,
- малый экипаж,
- балансит к пятеркам.
Т18 НМС хоть и является былой тенью своего могущества, все равно остается довольно интересной машиной для «песочницы», так как там наблюдается недостаток агрегатов, ездящих на фугасах. Плюс, вы всегда сможете переключится из режима прямой наводки на гаубичный прицел, и закинуть «чемодан» за горку. Удобно, черт побери! Но плата за все эти ништяки — страдания на пятом уровне. А туда вас будет забрасывать ну очень часто. Скрежет ваших зубов услышат даже на краю Солнечной системы. Стоит ли овчинка выделки? Решать вам, а я пойду и поностальгирую по былому Т18.