Кооперативное приключение про побег двух заключенных, в котором кино больше, чем игры
A Way Out кажется пришельцем из далекого прошлого. Если перечислить ключевые особенности игры в виде тезисов, то получится следующее:
- ориентация на сюжет
- исключительно кооператив
- кооператив исключительно с другом
- одна копия на двоих
- цена в $30
- продолжительность 6-8 часов
- издатель EA(!)
В текущую эпоху вездесущего мультиплеера с его лутбоксами удивительно видеть нечто подобное. Но, как оказалось, сама игра тоже мало на что походит. И в этом ее главная сила.
A Way Out повествует о двух ребятах, Винсенте и Лео, которых нелегкая привела в тюрьму отбывать срок. Как это обычно бывает, случайное знакомство впоследствии выливается в сотрудничество, и уже очень скоро герои решаются на побег. История A Way Out в своей сути похожа на сюжет первой Mafia. В том смысле, что она почти полностью состоит из всевозможных штампов культовых фильмов. Просто вспомните все известные сцены из кино или сериалов, связанные с побегом из тюрьмы, и будьте уверены, что большую часть из них вы увидите в игре. И упрекать ее за это было бы настоящим преступлением: одно дело наблюдать, как герои проворачивают хитроумные планы, и совсем другое — в них участвовать, да еще в кооперации с товарищем по дивану. Непосредственно побег из тюрьмы — лишь треть запланированного приключения. В дальнейшем оно приведет игроков в кучу различных мест, где им предстоит пережить уйму совершенно прекрасных ситуаций. А в их сердце — тесное взаимодействие с другом.
Да, разработчики не соврали: ни одна сцена не обходится без совместных действий двух персонажей. Каждая коллаборация с напарником — это отдельная и зачастую разовая механика. То нужно будет подсветить приятелю путь в канализации, то стоять на стреме, пока тот ломает стамеской стену за унитазом, то вдвоем подниматься по узкой коммуникации, прижавшись спиной друг к другу. Сценарно A Way Out старается сохранять баланс между обязанностями героев, чередуя между ними скучные и веселые роли. Но получается это не всегда. К примеру, в одной из лучших миссий в игре, где герои сбегают от полиции в больнице, самые крутые ситуации забирает себе Лео. Единственный в игре эпизод в стиле beat 'em up, явно отсылающий к знаменитой сцене в «Олдбое», и неожиданный захват заложника (тоже, кстати, единственный) — все это досталось ему, обделив Винсента хоть какой-то вменяемой альтернативой. Недаром персонаж внешне похож на ведущего сценариста и режиссера игры. Сразу видно, кто тут любимчик.
У всей этой креативности и завидного разнообразия есть и обратная сторона — A Way Out почти не бросает игрокам вызов. Головоломки зачастую проходят в небольших локациях, где все объекты взаимодействия находятся рядом и хорошо видны всем скопом. Самим прикинуть план действий тоже не дают: герои благополучно проговаривают вслух каждое требуемое действие. Когда дело доходит до экшена, то тут и вовсе все встает на рельсы с одной-двумя активными кнопками. Ну а геймплейно вышеперечисленное в основном выполнено в виде простейших QTE. На их фоне даже оные из игр Telltale Games покажутся образцом хардкора. Некоторую свободу A Way Out предлагает во время мирных эпизодов. В определенные моменты герои оказываются на довольно просторных локациях с кучей активностей. Можно поговорить с NPC, осмотреть какие-нибудь предметы, послушав комментарий своего персонажа, и посоревноваться с другом в различных мини-играх.
Но при некоторой скудности игрового процесса, со своей главной задачей A Way Out справляется блестяще. Игра делает все возможное, чтобы два хороших приятеля, сидящие в метре друг от друга, смогли вжиться в своих героев и начать отыгрывать их роли. A Way Out постоянно экспериментирует с форматом разделения экрана, предлагает игрокам выбор, как поступить в той или иной ситуации, и забрасывает их в кучу, кучу, КУЧУ по-киношному крутых событий. Фактическое отсутствие какого-то базового геймплея здесь компенсируется отличной постановкой всего действия: игра в действительности более близка к интерактивным фильмам. До уровня Uncharted 4, которого A Way Out некоторыми сценами уж очень напоминает, несколько не дотягивает, особенно по части анимации. Но и стоит игра в два раза дешевле, так что ставить в укор некоторые ее технические огрехи будет лишним.
Кооперация здесь имеет, кажется, все возможные формы, которые только можно представить. Поэтому и окончание всей этой истории было очень легко предугадать. Однако, к счастью, его крутости это не умаляет. Более того, финал A Way Out, а точнее финальная глава — лучшее, что есть в игре. Будьте уверены, что накал страстей и обязательный совместный ор в развязке достигнет каких-то космических величин.
Дружба — это магия, и A Way Out — пожалуй, лучший способ в этом убедиться. Более компанейской игры на рынке не найти, так что если у вас на полке давно пылится второй геймпад, то повод пустить его в ход сейчас более чем подходящий.