Новый платформер о похождениях знаменитого Марио, который по достоинству оценят даже незнакомые со вселенной игроки
С легкой руки крупных издателей большинство нынешних игр можно отнести к двум обширным категориям: или это масштабные ААА-проекты, с огромными бюджетами и нескончаемой PR-кампаний; или же небольшие «инди» разнообразного толка, отыскать жемчужину среди которых бывает сложнее, чем выбить платину в очередной гриндилке. Современного игрока старательно приучали к этой парадигме годами, так что многие привыкли снисходительно относить к «индюшатине» все, что не дотягивает до заветного звания по качеству картинки, медийному охвату или числу проданных копий.
Игры от Nintendo уже достаточно давно существует в каком-то отдельном мире, практически не выбираясь за пределы своих платформ. Для тех, кто — как и я — не обладает консолями от этой японской компании и последний раз видел усача в красном трико в Super Mario Bros. на NES, новая история о злоключениях известных героев способна преподнести множество приятных сюрпризов, и наглядно продемонстрировать, чем привлекательны проекты, слегка уступающие лидерам индустрии по количеству букв «А» в рекламных проспектах.
Меня? Будить?!
Super Mario Odyssey можно долго ругать за заезженный сюжет и его слабую подачу, хотя по меркам серии нам очень много рассказывают о мире и его обитателях, жаловаться на недостаток интересных второстепенных персонажей или примитивные побочные задания, наконец, сетовать по поводу мультяшной графики и отсутствие адекватного сглаживания (выглядит при этом картинка более чем достойно, плюс стабильный FPS). Главное здесь — отличный игровой процесс, в который погружаешься с головой, позабыв о прочих деталях. Большую часть времени нам предстоит бегать, прыгать и вытворять совершенно невообразимые трюки в самых разнообразных уровнях — в этом суть приключений Марио.
На протяжении первых локаций игрока будут очень аккуратно знакомить с основными механиками. Нужно отдать должное геймдизайну, который позволяет отточить новые умения в веселой охоте за монетками и топливом для нашего корабля (его роль выполняют «луны» — отличный источник энергии), после чего ключом к победе над очередным боссом оказывается только что освоенный трюк! От простого к трудному: сначала мы изучаем прием в непринужденной обстановке, где цена ошибки не столь высока, а затем в решающей битве уже демонстрируем полученные навыки во всей красе.
Приятное впечатление оставляет проработка уровня сложности: здесь нет хардкора по типу Super Meet Boy, но и элементарной игру не назовешь. Смерть не наступает мгновенно, если не считать падение в бескрайную пропасть, ведь у Марио несколько жизней, да и чекпоинты по ходу прохождения никто не отменял. В то же время наказание за совершенные ошибки не заставят себя ждать: поспешил и наткнулся на какого-нибудь врага, зазевался — платформа под ногами рухнула вниз. Однако по мере прохождения в действиях появляется выветренность и четкость, что в конечном итоге и приведет к успеху.
Самое поразительное, что Super Mario Odyssey преподносит сюрпризы и вводит новые механики с первого до последнего мира во многом благодаря механизму «зашляпливания». Хотя бегать и прыгать главный герой умеет с самого начала, особые приемы появляются в зависимости от того, в кого мы вселяемся благодаря своему спутнику Кеппи. Это открывает поистине уникальные возможности по исследованию окружающего пространства, которое наполнено различными секретами и наградами, что не дают заскучать на протяжении всей игры. В погоне за заветными монетками и лунами можно провести огромное количество времени, и тем страннее кажется сюжет, построенные вокруг безудержного преследования Боузера, который посмел, в очередной раз, украсть принцессу.
Не говори гоп пока не перепрыгнешь!
По мере прохождения все чаще начинаешь обращать внимание на различные огрехи, которые способны испортить общее позитивное впечатление. Например, откровенно спорными получились сражения с боссами, в особенности кроликами Брудли. Битвы вышли однообразными и приедаются уже на экваторе истории. Не последнюю роль тут играет затянутость поединка, который состоит аж из трех фаз, в каждой из которых противник обычно накрашивает количество смертоносных объектов на арене.
Под конец погони за похитителями вообще чаще встречаются странности, о которых даже не задумываешь поначалу. То точку сохранения поставят не перед тяжелой секцией, чтобы можно было сразу ринутся в бой, а перед монотонным участком, который не представляет угрозы, и лишь отнимает время. Или же аномальные по сложности луны, которые зачастую требуют подолгу не терять концентрацию, — они сильно выбиваются из основной массы заданий и кажутся лишними. Уже не чувствуешь того безупречного игрового дизайна, что поражает в первых королевствах.
Не обошло Super Mario Odyssey стороной и обычная для платформеров проблема с камерой и управлением. Первая, ближе к концу приключений, начинает выбирать для прохождения испытаний весьма спорные ракурсы. А впечатление от второго сильно зависит от используемого режима. Лучше всего игра чувствует себя с отключенными джойконами: усатый протагонист намного четче начинает реагировать на взмахи контроллерами, выполняя именно те броски Кеппи, что от него требуешь. В то время как в портативном варианте крутить консолью не очень удобно, да и ситуации, когда герой прыгает от неожиданной встряски устройства не назовешь приятными. Даже при использовании Pro-геймпада возникают сложности с выполнением ряда трюков. Возможно, задействуй Nintendo в игре больше кнопок, проблему удалось решить, но поддержка движений и режима для двух человек (весьма сомнительного, где один управляет Марио, а другой — шляпой) оказалась приоритетней.
Единственный босс, который состоит из двух фаз. Пожалуй, самый удачный в игре
Нужно заметить, что прохождение сюжетной кампании покрывает лишь треть доступного в игре контента. После спасения Пич мы вольны в полной мере отдаться безграничному исследования спасенных от злодеяний Боузера царств. Множества испытаний, о которые могут даже не узнать те, кто решил попрощаться с Марио после финальных титров. Чтобы добраться до одних секретов придется поломать голову, другие –нужно всего лишь заметить, ну а порой потребуется проявить недюжинную прыжковую технику, чтобы получить заветную награду. Словом, луны тут спрятаны весьма и весьма разнообразно и их поиски — это крайне увлекательное занятие.
Собрав их в достаточном количестве, можно отправиться в полет в секретные локации, где Super Mario Odyssey бросает игроку настоящий вызов. Темная сторона предлагает пройти целый ряд очень тяжелых заданий, а уж финальное, «темнейшее» испытание и вовсе способно вывести из себя самых искушенных спасителей грибного королевства. Не совсем понятная целевая аудитория подобного уровня сложности: любителям хардкора вряд ли придется по нраву предшествующий этому десяток часов геймплея, для остальных же — отличия от основной части игры слишком заметны.
Отдельно хочется упомянуть двумерные уровни, которые органично вписаны в игровой процесс и пробуждают ностальгические чувства к продуктам компании Nintendo
Тем не менее, большую часть времени Super Mario Odyssey это невероятно насыщенный и крайне затягивающий платформер. Будите ли вы скрупулезно заглядывать в каждый закуток мира в поисках разнообразных наград или зависните на каком-нибудь испытании, он не заставит вас скучать.