Самая удивительная и неповторимая игра этого года
Игровая индустрия сейчас переживает, можно сказать, декадентский период. Время, когда сетевые, лишенные особого смысла проекты перенимают большую часть игроков и с великим успехом вытряхивают из них много денег — за оружие (не черное, а белое — чтоб не как у всех!), шапки и прочие вещи, ценность которых можно бесконечно ставить под сомнение. В то же время эту давящую атмосферу упадка впитывают в себя хорошие, настоящие (с душой, если хотите) игры — они все стали слишком серьезные и до безобразия похожи друг на друга. По всюду мрак, депрессивное настроение, склонность к жестокости, а главные герои словно соревнуются за самый хмурый взгляд года.
2017 год богат на отличные релизы — особенно отличилась компания Bethesda, но опять-таки — почему все ее игры такие «насупившиеся»? Почему все забыли, что они могут быть веселыми и яркими? Они должны отвлекать от реальных проблем, а не лишний раз напоминать о нашем никчемном существовании. И тут, словно чувствуя это, компания Nintendo берет ситуацию под свой контроль и выпускает за год две самые яркие игры в двух их главнейших сериях — The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Super Mario Odyssey. Но если «Зельде» уже были спеты и перепеты все дифирамбы, то настало время нам погрузиться в самое увлекательное и неповторимое приключение года.
И хотя полноценный анонс состоялся лишь в январе этого года, о разрабатываемой игре ранее уже появлялась информация, пускай совсем немного. Главная мысль заключалась в том, что Nintendo искала новые концепции, перебирала множество идей. Она хотела вновь совершить революцию, как это произошло с Super Mario 64 и Super Mario Galaxy, которые изменили представления о геймдизайне и дали толчок для дальнейшего развития игр.
Первый трейлер на презентации Nintendo Switch взбудоражил прессу и игроков по всему миру. Прежде всего поразил масштаб нового «Марио» — от «камерности» 3D World'а не осталось и следа. И конечно же удивило, что все было в новинку — локации, персонажи, враги, возможности. Впервые увидеть Марио среди обычных людей в мегаполисе — это было действительно что-то новое для серии. Следующую волну восторгов вызвало выступление Nintendo на E3 — наконец показали Кэппи — главную изюминку Odyssey, но о нем позднее. Тут возник интригующий вопрос: сможет ли Nintendo вновь выйти на новый уровень, как она это уже сделала ранее c Breath of the Wild? Оказалось, что она смогла даже больше.
Завязка традиционно проста — Боузер снова похищает принцессу Пич, но в этот раз не забавы ради, а, напротив, с очень серьезными намерениями — жениться хочет он. Марио, разумеется, в эти планы никак не входит, так что «злодей» избавляется от конкурента и улетает на своем корабле под драматичный крик принцессы. Братом по несчастью оказался Кэппи, стильный шляпный дух, у которого Боузер украл сестру, дабы та послужила короной для невесты. Он-то нам и составит компанию в этом путешествии и окажется самой важной игровой механикой.
Дело в том, что Кэппи поможет нам не только эффективно расправляться с противниками. Он также может… зашляпить практически любого врага или окружающий предмет, тем самым вселяя в них Марио. Казалось бы, всего лишь одна идея, но зато преобразившая весь игровой процесс — она развязала руки разработчикам, и они начали творить по полной. Будучи лягушкой вы сможете очень высоко прыгать, зашляпите Купу с крыльями — теперь вы сможете собрать предметы, парящие над пропастью. А если хотите, можете вселиться в тираннозавра и рушить все на своем пути. Всего есть 52 врага или предмета, которых можно зашляпить — самое удивительное, что даже после финальной битвы с Боузером у меня еще осталось свыше десятка неизведанных способов. Игра поощряет экспериментирование, так что не стесняйтесь подкидывать Кэппи на каждом шагу — вдруг откроются новые возможности!
Самое главное достижение разработчиков в том, что восторг от этой идеи не угасает и после 30 часов прохождения. Уровни спроектированы таким образом, что постоянно хочется искать новые способы взаимодействия с миром игры, ведь в каждой локации спрятано невообразимое количество секретов.
Приключение Марио предстоит внушительное, так что на своих двух не набегаешься. Тут окажется кстати «Одиссея» — воздушный корабль, который доставит вас в любую точку мира — нужно лишь топливо, а именно луны энергии. Их надо собирать, тщательнейшим образом изучая каждый уголок мира. Надо сказать, что заниматься их поиском (а их, между прочим, около тысячи) — огромное удовольствие. В Super Mario Odyssey нет ни одного лишнего элемента — абсолютно все можно и нужно исследовать. Вы обязательно наткнетесь на очередное испытание, загадку, мини-игру или какую-нибудь очаровательную пасхалку.
Вообще, если сравнивать «Одиссею» с предыдущими Марио-играми, то наиболее близкой по духу будет культовая Super Mario 64, на это и указывает потрясающая отсылка к ней в одном из уровней. То есть здесь идет гораздо больший упор на исследование, нежели чем на классический платформинг. Последний в основном сконцентрирован в секретных уровнях (коих тут предостаточно) с повышенной сложностью, так что любители острых ощущений не останутся обделенными. Но справедливости ради стоит отметить, что все же новую часть сложной не назовешь.
Геймплей Super Mario Odyssey вам никогда не наскучит. Разработчики подготовили очень много разбавляющих эпизодов — иногда встречаются места, где Марио становится пиксельным настенным рисунком, и игра превращается в классический 2D-платформер. Что особенно замечательно — звучащая только что оркестровая музыка становится восьмибитной. Также запомнился уровень в Озябске (да, локализация отменная!), в котором вам надо зашляпить местного скакуна, чтобы принять участие в уморительной гонке.
В кабине «Одиссеи» очень атмосферно: тут вы сможете за чашечкой чая скоротать время перелета, пока Кэппи расскажет вам интересный факт о месте назначения
В погоне за Боузером вы посетите большое количество самых разнообразных мест: город Нью-Донк Сити, Песчаное царство, Лесное царство и так далее. Всего 16 локаций. Большая часть из них — это огромные живописные уровни, на полное исследование которых уйдет очень много часов. Причем за ваши старания вы будете щедро вознаграждены.. Помимо вышеупомянутых лун энергии, в почти каждом царстве есть своя локальная валюта, которую можно использовать только в местном магазине. В нем можно покупать новые костюмы, которых необъятное количество, сувениры для вашей полки в «Одиссее», а также наклейки для нее.
Кстати, к каждому царству прилагается замечательно оформленный буклет для туристов. В нем вы сможете узнать о главных местных достопримечательностях и тайнах.
По пути вам будут встречаться самые разные враги, значительная часть которых дебютировали в Super Mario Odyssey. Больше всего запомнились птички Покио, клюв которых можно использовать в качестве альпенштока, чтобы забраться на высокие места. Также забавно было превращаться в танк, чтобы быстро расправиться с большой группой неприятелей — в такие эпизоды игра напоминала шутер. Разумеется, не обошлось без боссов. Как правило, на одной локации есть два босса — первая битва предстоит с приспешниками Боузера, бандой гротескных кроликов Брудли. Сражения с ними не сложные, главное — как можно быстрее понять их тактику. И второй босс, более сложный и интересный, всегда связан с местностью. Например в Песочном царстве, навеянном мексиканскими пустынями, вы сразитесь с огромной ольмекской головой.
В Super Mario Odyssey есть несколько видов транспорта. Байк — один из них
Пускай технологическим шедевром игру не назовешь, но благодаря гениальным художникам Nintendo Odyssey выглядит превосходно, особенно в портативном режиме. Разнообразный ландшафт, продуманная композиция, подбор цветов и приятные спец-эффекты вкупе дают ожидаемо отличный результат. Вся эта красота работает в стабильных 60fps, а просадки встречаются очень редко. Единственно, иногда не хватало сглаживания, особенно в Нью-Донк Сити при игре на телевизоре.
Также Nintendo вновь напомнила, что у нее работают одни из лучших композиторов. Саундтрек у Super Mario Odyssey очень богат и разнообразен. Присутствуют как масштабные оркестровые композиции, чаще встречающиеся в кат-сценах, а есть и более скромные. Запоминающиеся мелодии — их главное достоинство. Это в принципе основная цель композиторов японской компании — достаточно лишь вспомнить музыку из Donkey Kong Country. Самым любимым треком для меня оказалось сопровождение из Лесного царства. Бродить по ржавым конструкциям в чаще леса под солирующую гитару — один из самых атмосферных игровых моментов года.
Путь к последней битве с Боузером займет у вас в среднем 20 часов. Надо сказать, что эта битва серьезно уступает всей остальной игре, особенно если сравнивать ее с эпичным финальным сражением в Super Mario 3D World, хотя последняя сама по себе гораздо менее амбициозная. Однако события, следующие после победы, в полной мере сглаживают небольшое разочарование.
Super Mario Odyssey — это восторг, бесконечное количество позитивных эмоций и радость от безупречного геймплея. Играя в нее вспоминаешь для чего были изначально созданы видеоигры — дарить сильные эмоции от каждого открытия. Она разнообразная и увлекательная, в нее просто не хочется переставать играть, и это главное достоинство Одиссеи. У Nintendo действительно получилось вновь продемонстрировать новый уровень геймдизайна, и я надеюсь, что это послужит толчком для развития всей индустрии.