Вторая часть легендарной серии Silent Hill — это самый необычный, глубокий и просто лучший хоррор в истории
Эта статья мало похожа на рецензию в привычном значении этого слова. И дело даже не в том, что она написана спустя 16 лет после релиза игры, а в ее задаче — мы расскажем о роли Silent Hill 2 в жанре хорроров. Дело в том, что этот проект 2001-го года не побоялся выйти за условные рамки концепции survival horror, но при этом сохранил все достоинства японского подхода к созданию игровых ужасов. Во многом из-за этого мы считаем второй Silent Hill лучшим, что случалось с жанром за всю его многолетнюю историю. Конечно, для многих подобное мнение покажется спорным, поэтому мы попробуем его обосновать. И да, имейте ввиду, что в тексте содержаться серьезные сюжетные спойлеры.
Весь город в игре был окутан густым туманом из-за ограниченных возможностей PlayStation 2 и сложностей с отображением открытых пространств, но на деле этот прием наделил Silent Hill 2 особой атмосферой
Жанр survival horror нельзя назвать чистокровным, ведь он, по сути, представляет собой гибрид экшена и квеста, которые могут быть смешаны друг с другом в разных пропорциях. Но вся игровая механика в таких проектах нужна лишь для того, чтобы поставить игрока в непривычные для него условия, вывести из пресловутой зоны комфорта и по-настоящему сильно его испугать. Для этого используются самые разные средства — от банальных скримеров и жутких монстров до создания густой атмосферы ужаса с грамотным нагнетанием обстановки. И лучше всех с подобной задачей справлялась серия Silent Hill.
Когда мы говорим об этом франчайзе, то имеем ввиду его первые три части, ведь все, что выходило после них — это безуспешные попытки войти в одну реку дважды или вовсе превращение леденящего кровь хоррора в дешевый молодежный ужастик. Оригинальная трилогия была совсем другой — она давила на подсознание и погружала игрока в свой жуткий мир, который мог преследовать его даже после выключения консоли. Самая первая игра серии изначально должна была стать конкурентом Resident Evil, но в итоге оставила «Обитель Зла» далеко позади, особенно в том, что касается способности испугать игрока, а Silent Hill 3 и вовсе многие до сих пор считают самым страшным хоррором в истории. Но в данной статье мы будем говорить не о них, а о второй части, которая представляла собой интерес не только как действенный способ пощекотать стальные нервы.
Пирамидоголовый, главный символ серии, в Silent Hill 2 олицетворял собой образ палача, который стремится доставить Джеймсу как можно больше страданий
Эта игра опередила свое время и оказалась больше, чем просто хоррором. Даже современные представители жанра строятся исключительно на попытках вызвать у игрока испуг, что, конечно, неплохо, но со временем приедается, особенно если учесть, что приемы, которыми они пользуются, строго ограничены. Silent Hill 2 еще в 2001-м году пошел дальше и рассказал нам интересную историю, которая оказалась с одной стороны — психоделической и безумной, а с другой — пугающе реалистичной. Сама идея, основанная на том, что окружающий мир главного героя — это, своего рода, реакция на его собственные мысли и переживания, конечно, не нова, но еще нигде она не была подана так интересно, как во втором Silent Hill. Причем глубина этой истории не ограничивалась финальным откровением, нет, сюжет на протяжении всего прохождения поднимал самые разные темы — преступление, чувство вины, похоть, сексуальное и физическое насилие, детские обиды, которые переросли в серьезные психологические травмы… Особенно ярко это чувствуется в те моменты, когда Джеймс попадает в миры других персонажей, будь то горящий дом или промышленный холодильник с мертвыми телами. Метафор, отсылок и двусмысленностей в игре действительно много, причем находить их, изучать и обсуждать значение того или иного сюжетного хода с другими поклонниками серии — одно удовольствие.
Silent Hill 2 любил играть на чувствах, когда, например, сочетал в одном образе похоть и насилие, стремясь вызвать у игрока одновременно плотское желание и отвращение. Так, медсестры, традиционные объекты сексуальных фантазий у мужчин, в играх серии были представлены изуродованными монстрами с легкими следами очарования девушек в коротких белых халатиках
Отдельно хочется рассказать про запутанные отношения Джеймса, его покойной жены Мэри и воображаемой Марии. Как вам, должно быть, известно, наш главный герой сам убил свою тяжело больную жену, причем не для того, чтобы прекратить ее страдания, а исключительно из-за нежелания за ней ухаживать. И при всей омерзительности его поступка, Джеймса, до какой-то степени, можно понять — как молодой мужчина, он был просто не готов превратиться на долгие годы в сиделку для психованной женщины. При этом его мучила совесть, ведь он, в глубине души, осознавал, что в любом случае не прав, и ему нужно было получить прощение от своей жены, даже если это в итоге произойдет в его подсознании. В результате, главного героя Silent Hill 2 невозможно было назвать однозначно плохим или хорошим человеком, скорее личностью со сложной судьбой. А появление на его пути Марии, которая воплощала в себе то, чего ему так не хватало в покойной жене, ставило Джеймса перед выбором — оставаться верным данной много лет назад клятве и добиваться прощения или же пойти по легкому пути и отдаться неожиданно вспыхнувшим чувствам. Наверное, не стоит говорить, что в реальной жизни мужчины часто уходят от постаревших жен к молодым любовницам, которые оказываются отнюдь не плодом их собственного воображения…
К сожалению, Silent Hill 2 так и остался одной из немногих попыток выйти за рамки стандартного хоррора. В триквеле были сохранены некоторые элементы второй части, но основной сюжет рассказывал о тайных культах, демонах и прочих действительно жутких вещах, за которыми, правда, не было ни глубины, ни скрытого смысла. Да и вообще представители жанра survival horror до сих пор не желают касаться серьезных тем, а, чаще всего, ограничиваются очередными зловещими экспериментами. Именно поэтому мы со всей ответственностью можем назвать второй Silent Hill лучшим хоррором в истории. Не самым страшным или сложным, а игрой, которая расширила наши представления о возможностях интерактивных проектов в принципе, произведением, чья глубина не ограничена сюжетом и персонажами, а чувствуется в каждой сцене, в каждом противнике и каждой декорации.
Двусмысленность окутывала весь Silent Hill 2, и она проявлялась не только в глобальных событиях, но и в незначительных диалогах. «Тебе бы надо что-то сделать со своим кашлем» — говорил Джеймс Марии в одной из концовок, но эта фраза, в контексте произошедшего, звучала и как забота о девушке, и как прямая угроза…
В контексте всего вышесказанного даже как-то неловко говорить про геймплей. Да, для многих эта составляющая является определяющей в любом проекте, но, в случае с представителями жанра survival horror, она остается вторичной. Механика, которая сочетает в себе элементы несложного квеста и неудобного экшена от третьего лица вряд ли станет реальным поводом пройти эту игру, причем это касается не только Silent Hill 2, но и любого хоррора начала нулевых. Тогда считалось, что неудобство управления — одна из особенностей жанра, а дискомфорт при стрельбе и перемещении по локациям является неизменной составляющей атмосферы ужаса. И именно из-за несовершенства базового геймплея мы не можем поставить столь грандиозному творению полноценные десять баллов.
Видимо, хорроры, которые предлагали нам нечто большее, чем простой набор скримеров, остались далеко позади. Отмена Silent Hills и, как следствие, туманное будущее франчайза говорит о том, что ничего подобного второй части серии мы уже, скорее всего, не увидим. Но даже если этому городку, со всем его пугающим очарованием, суждено остаться в прошлом, мы всегда будем вспоминать о нем, как о самом страшном месте на Земле. Особенно в той версии, в которой он был представлен в Silent Hill 2.
P. S. На обложке и в качестве последней картинки использовались фотографии Киры Митенковой, в роли Марии — Maria Hanna, в роли Джеймса — Николай Жаров, визажист — NERO. Медсестра на предпоследней фотографии — Елена Самко.