Дополнение к самой удачной Civilization в истории хоть и содержит несколько интересных идей, но не делает ее лучше
Оригинальная Civilization 6 получила от нас десять из десяти в том числе и за почти идеальный баланс — Firaxis удалось сделать одну из самых навороченных частей в истории серии, которая одновременно оказалась и очень легкой в освоении. Даже полный новичок в серии, начиная с первой-второй партии чувствовал себя в Civilization 6 как дома.
Увы, но дополнение Rise and Fall «исправило» эту ситуацию — новые механики, хоть и разнообразят геймплей, но вносят в почти идеальный баланс немало бардака, в котором не так-то просто разобраться. Меньше всего претензий, пожалуй, к новым цивилизациям — если ранее за DLC с ними приходилось платить 200-350 рублей, то в дополнение за 999 руб. включили сразу девять штук. Сам набор, впрочем, скромный — Грузия, Дания и Шотландия как-то не очень вписываются в игру про противостояние великих держав.
Главная идея дополнения — темные и золотые века. Всю продолжительность игры поделили на несколько периодов: в зависимости от того, насколько хорошо вы играли в предыдущем, цивилизация может прийти в упадок или процветание в новом, получив небольшие штрафы или бонусы к основным параметрам. Свершения цивилизации заносятся в специальную летопись (еще одна новинка), но при этом условия получения золотого или хотя бы обычного века странные и не до конца понятные: например, очень хорошо, если вы построили одно из чудес света, а вот на то, что во всех ваших городах процветание и полный порядок, игре наплевать.
Такой подход добавляет непредсказуемости — например, можно влететь в темный век прямо в разгар затяжной войны с соседом, получив лишних проблем к себе на голову . Но со временем непонятность механики начинает раздражать: уже завершив несколько партий, я все равно продолжал попадать в темный век — дела у цивилизации шли вполне прилично, просто я играл не так, как хотела от меня обновленная Civilization 6. К счастью, негативный эффект от темного века не очень сильный — падает лояльность населения в городах. Плюс, чтобы справится с упадком, разрешено активировать несколько бонусов, так что подобные периоды скорее оказываются небольшим раздражающим фактором, чем поводом для загрузки сейва или перезапуска партии.
Другая важная механика обновления — лояльность населения к правителю. Она отдельно рассчитывается для каждого из городов, и особенно важна в приграничных поселениях — если их жители начнут больше уважать соседнего лидера, то город может объявить о независимости или вовсе переметнуться на другую сторону. Работает это и в противоположную сторону — в итоге в Civilization 6 наконец-то появился способ «мирного» захвата чужих территорий, и это хорошо. Но не обошлось без проблем: несколько раз я сталкивался с ситуациями, когда город менял подданство безо всяких видимых причин.
Решать трудности с городами теперь можно с помощью губернаторов. Всего их семь, и у каждого своя специализация: один повышает защищенность города, второй дает бонус к производству, третий к религии и т. д. Есть даже отдельный губернатор для независимых городов — он работает намного эффективнее обычных послов, заметно увеличивая шансы, что город перейдет под ваше влияние.
Губернаторы иногда помогают затыкать дыры на самых опасных направлениях — например, повысив обороноспособность города, близкого к цивилизации, с которой испортились отношения. Но системе не хватает масштаба: очки, которые тратятся на «покупку» новых губернаторов или прокачку уже существующих, даются редко, нанимать разрешают только по одному губернатору каждого типа, а перемещение губернаторов между городами занимает приличное время — и в итоге они часто не успевают решить проблему.
Наконец, последнее заметное нововведение — система альянсов, которая включается, когда одна из цивилизаций слишком вырывается вперед. Тогда ее соседи, почувствовав угрозу, объединяются и дают отпор единым фронтом. Выглядит немного притянуто за уши, но заметно разнообразит геймплей на поздних этапах: если раньше можно было развиться до момента, когда военная победа становилась делом времени, то теперь вместо этого приходится давать что-то вроде финальной грандиозной битвы.
Rise and Fall содержит несколько механик, ради которых можно пройти Civilization 6 еще пару-тройку раз — но только после того, как в Firaxis исправят хотя бы самые очевидные проблемы. Если же вы новичок в серии, ну или просто не играли в Civilization долгое время, то лучше начать с «обычной» шестой части — она практически идеальна, а Rise and Fall в нынешнем виде скорее вас запутает.