PlayStation VR — сравнительно недорогой, удобный шлем, на котором уже сейчас есть во что поиграть. Достаточно ли этого, чтобы отдать за него 35 тысяч рублей?
Надевая шлем виртуальной реальности от Sony, чувствуешь себя немного Сэмом Фишером из Splinter Cell: на голове массивная гарнитура и спереди на ней горят огоньки. Разве что ярко-синие, а не зеленые. Чудо-прибор обещает погружение в модную сейчас виртуальную реальность, причем почти моментальное — без развешивания датчиков и длительной калибровки. Просто распаковал, соединил кабелями с консолью PlayStation 4 — и наслаждайся. Насколько просто подключить новинку и хороша ли виртуальная реальность от Sony — все это мы выяснили на личном опыте.
Ворох проводов, которые идут в комплекте с гарнитурой PlayStation VR, выглядит устрашающе. Нужны они для того, чтобы объединить приставку, телевизор, гарнитуру и процессорный модуль в единую VR-систему. Модуль требует отдельной розетки и не расширяет вычислительные мощности консоли, но помогает с обработкой звука и выводит на экран телевизора изображение, которое видит пользователь в шлеме. Качество картинки неизбежно ухудшается — такова плата за возможность сделать пребывание в VR-реальности интересным не только для игрока, но и для зрителей. Несмотря на первое впечатление, разобраться в схеме сборки очень легко, и распределение проводов по гнездам занимает от силы минут пять.
Cамая базовая версия PlayStation VR стоит 35 тысяч рублей. При этом в комплект не входит важный компонент, без которого вся система не будет работать, — камера Playstation. Если докупать ее отдельно, она обойдется в 4 тысячи рублей. Кроме того, некоторые игры поддерживают сенсорные контроллеры Move, но в отличие от камеры, ими можно пренебречь, ограничившись обычным Dualshock.
Если вдруг что-то подключено не так, на экране шлема игрок увидит предупреждение: мол, нужно проверить HDMI-кабель или USB-кабель. После того, как система убедится в правильности сборки, наступает черед отладки — по упрощенной схеме, и, опять же, от силы за пару минут. Этого вполне хватает, чтобы шлем заработал, однако игрока почему-то не предупреждают, что существует и расширенная версия калибровки, в которой можно задать хоть расстояние между зрачками глаз пользователя — именно на случай, когда базовых настроек недостаточно. Для доступа к ней нужно зайти в настройки PlayStation VR на PS4.
В комплекте с PlayStation VR идет диск с набором демоверсий. Они дают отличное представление о доступных для устройства играх, разве что на переключение между демками уходит много времени, а сами они бывают чересчур коротки. Так, в шутере RIGS можно сыграть только в полматча
Сам шлем сидит на голове комфортно — можно настроить размер ободка, отодвинуть переднюю часть с линзами подальше или наоборот поближе, чтобы она плотно прилегала к лицу. Вес устройства начинаешь ощущать не сразу, но где-то через час нам захотелось сделать передышку. Хотя VR-шлемы и в особенности шлем Sony нередко упрекают в том, что они вызывают у пользователей тошноту, у нас неприятных ощущений не возникло — ни в гонках, ни во время битв гигантских роботов. Разве что легкое головокружение в сценах, где слишком резко меняется перспектива обзора — да и то оно быстро проходит.
PlayStation VR полагается на PlayStation Camera. На тематических форумах пользователи наперебой советуют стоять или сидеть поближе к ней, чтобы система правильно распознавала движения джойпада и не теряла из виду гарнитуру и Move-контроллеры. Кроме того, считается, что оптимально хорошее освещение — мол, в сумерках PlayStation Camera теряет ориентацию. Однако в нашем случае оказалось, что темнота — лучший друг VR. Вечером, при электрическом свете, камера категорически отказывалась правильно распознавать положения джойпада в том же Tumble — паззле о выстраивании башенок из кубиков разной формы и состава. Стоило отключить верхнее освещение — и все пошло на лад.
Одна из наиболее увлекательных игр для PlayStation VR — London Heist (тир из набора PlayStation Worlds)
Самый большой шок, который испытываешь при столкновении с VR, — качество графики. Картинка — более низкого качества, чем обычно ждешь от современных игр (хотя и не сильно хуже, чем в топовых VR-шлемах). Запускаешь, скажем, гонку DriveClub VR. Сначала у тебя перехватывает дыхание от ракурса: ты как будто взаправду сидишь за рулем болида. Но потом дыхание перехватывает уже совсем от другого. На скорости окружение вдали сливается в невнятную кашу — настолько, что иногда сложно понять, пора ли поворачивать или это просто обман зрения.
С другой стороны, игры с сильно стилизованной графикой — та же Tumble, мультяшный квест Wayward Sky или многопользовательский шутер RIGS — в PlayStation VR выглядят хорошо. И это — общее свойство всех VR-игр: чем нереалистичнее декорации, тем лучше сама игра обеспечивает иллюзию присутствия в виртуальном мире. Хороший пример — платформер Bound, в который под запуск шлема Sony добавили отдельный VR-режим. Мир хрупкой балерины — психоделичный, состоящий сплошь из простых геометрических объектов, — особенно впечатляет, когда смотришь на него не со стороны, а как бы изнутри, находясь рядом с героиней. Охотно веришь в иллюзию и в тех играх, где персонаж согласно сюжету сидит — хоть в боевом роботе, хоть в боевом истребителе. Вдобавок, ситуацию с качеством картинки должна улучшить PS4 Pro — более мощная версия PlayStation 4.
Главная сложность с PlayStation VR, как, впрочем, и с шлемами, вроде HTC Vive, — в том, что сами игры не предлагают ничего кардинально иного по сравнению с обычными компьютерными и консольными играми. Убери из уравнения шлем — получится мини-развлечение: гонка, простенький шутер, пазл или квест, способный прижиться хоть на мобильной платформе. В то же время в пользу PlayStation VR говорит то, что новинок, выпущенных на старте устройства, много, и среди них есть представители самых разных жанров — своего рода эксперименты по обкатке механик, которые впоследствии, возможно сложатся в игру масштабов Uncharted. Но пока такой игры нет.
Зато мини-игры — хороший способ познакомить с виртуальной реальностью новичков. Примерно такое же восхищение вызывало управление жестами, когда оно только-только появилось — надо же, игра распознает движения игрока. Тут же восхищение — от возможности попасть прямо в игру, без прослойки в виде экрана. Вот они кубики из Tumble — прямо у тебя под руками. Вот арена в Battlezone, по которой ты разъезжаешь на танке — там, где должен быть пол и такой милый русскому сердцу цветастый ковер. Вау-эффект, как он есть. Другое дело, что поток новинок должен оставаться стабильным, а сами разработки — усложняться, иначе PlayStation VR рискует остаться дорогостоящим аксессуаром, вроде Kinect (или той же EyeToy), обреченным простаивать без дела после того, как все мини-игры будут опробованы.
Шлем от Sony по качеству изображения и точности распознавания движений уступает HTC Vive (или тому же Oculus Rift), но он дешевле (даже с учетом дополнительной камеры): необходимая для работы PlayStation 4 стоит куда меньше, чем мощный PC. Вдобавок, его очень легко подключить и несложно перевозить с места на место — идеальный VR «из коробки». Sony сделала ставку на простоту и доступность и не прогадала — ее шлем вполне способен популяризовать виртуальную реальность среди тех, кто до сих пор о VR только слышал. Другое дело, что пока это не аксессуар первой необходимости, а доступные для него приложения хороши именно тем, что их много — среди них нет какого-то одного безусловного хита. С покупкой PlayStation VR необязательно торопиться — напротив, есть смысл дождаться PlayStation 4 Pro, чтобы не разочаровываться, разглядывая пиксели в Driveclub VR. А лучше — еще и потерпеть до первых настоящих хитов.