Симулятор тошноты, головокружения и усталости
После ухода Хидео Кодзимы из Konami многие фанаты серии Metal Gear поставили на будущем франшизы крест. Никто не ожидал, что новый выпуск анонсируют так быстро, да еще и с такой нетипичной для предыдущих игр концепцией — симулятор выживания без сюжета и старых героев. Идея с самого начала казалась нежизнеспособной даже для ответвления от основной серии.
Сюжет Survive начинается после финала Metal Gear Solid V: Ground Zeroes. Во время атаки на базу Биг Босса персонажа игрока вместе с другими солдатами засасывает в появившуюся червоточину. Просыпается он в параллельном мире, который в целом очень похож на наш, но захвачен некой формой жизни, превращающей людей в агрессивных, похожих на зомби существ. Задача — спасти себя и остальных и вернуться домой.
Уже после первых пройденных миссий становится понятно, что от сюжета ничего хорошего ждать не стоит. Игрока сначала просят принести один блок данных, потом еще один, затем сразу два, опять один, а чередуются эти задания со скучными текстовыми диалогами. Иногда начинается ролик, но обычно в нем показывают, как герой молча нажимает кнопку. Иными словами, истории в Survive между первой и последней видеовставкой практически нет.
В большинстве трейлеров герой мужественно сражается с врагами, но чаще его видишь согнувшимся от очередной кишечной инфекции
Впрочем, мощного сюжета в новом Metal Gear никто и не обещал. Прежде всего это симулятор выживания, и основные надежды были на интересные игровые механики. К сожалению, Survive разочаровывает и тут.
Главная проблема ответвления — в неоправданно высокой сложности и огромном количестве рутины. Игроку надо следить за голодом, жаждой и кислородом, причем снижаются эти параметры не просто быстро, а стремительно. Небольшая пешая прогулка истощает персонажа до смерти. Да и просто отойти от игры на пару минут, не поставив ее на паузу, — большой риск. Снижение даже одной шкалы приводит к смерти: например, от жажды герой начинает бегать хуже, так что может и не добежать до воды. Решение одно — постоянно возвращаться в знакомые края и долго собирать воду и провизию на будущие вылазки.
Самих ресурсов тоже мало. Практически всю первую половину играть предстоит в симулятор тошноты, головокружения и усталости: грязная вода и сырое мясо заставляют героя блевать, от голода у него двоится в глазах, с пересохшим горлом он может бегать лишь три секунды, а потом еще столько же времени должен переводить дух. Лекарств же постоянно не хватает. Survive навязывает игроку беспощадный гринд и напоминает о слабости героя, потом выдает базу, куда стекаются спасенные игроком NPC, и советует делиться с ними полученными с таким трудом ресурсами — кроме как издевательством это не назвать.
Пылевые зоны после первой вылазки кажутся жутким местом, но очень быстро становится ясно, что никаких серьезных опасностей они не скрывают
В редкие эпизоды отдыха от сбора ресурсов игроку предстоит сражаться с зомби. Если слова «Metal Gear» в названии игры подарили вам надежду на стелс-вылазки, то забудьте: в финале большинства миссий все равно придется оборонять объект от волн зомби. А в открытом мире от врагов можно буквально уйти пешком. В игре есть несколько видов оружия ближнего боя, луки, огнестрел, но самый надежный способ выиграть битву и не потерять час сбора ресурсов — построить забор и бить зомби через него копьем. При необходимости — создать новый забор и повторить.
Ближе к финалу Survive меньше душит игрока гриндом, арсенал расширяется, а во время миссий можно позволить себе сойти с основной дороги и не бояться умереть, но к этому моменту от игры уже просто устаешь. Появляются новые враги, новые способы их убийства, всплывают какие-то секреты параллельного мира, но суть остается неизменной — сходи за очередным блоком данных, активируй установку, а теперь еще разок.
Кооперативный режим, о котором авторы говорили с момента анонса, тоже получился не сильно увлекательным. Четырем игрокам просто предлагают защищать объекты от волн врагов, а многие предметы, в отличие от кампании, можно создавать прямо на поле боя. Учитывая, что в одиночной кампании приходится выполнять то же самое, снова оборонять все те же буровые вышки, но уже с друзьями — так себе развлечение.
Отдельно стоит упомянуть местную систему профилей, которая сломана микротранзакциями. По умолчанию игроку доступен только один слот для персонажа (сохраняться вручную в MGS нельзя, есть только автосейв), а каждый дополнительный стоит 650 настоящих рублей. Это ограничение можно легко обойти на PS4, где родственники по умолчанию играют на разных профилях, но сама идея заплатить от четверти до половины (в зависимости от платформы) стоимости игры за слот сохранения для нового прохождения кажется безумием.
Metal Gear Survive оправдывает свое название — пользователя мучают рутинными действиями, превращая потенциально сносную игру в симулятор няньки. Глупые враги обесценивают все тактические возможности, перекочевавшие в новинку из Metal Gear Solid V, арсенал оружия по большей части непрактичен, а интересные моменты можно пересчитать по пальцам одной руки.