Игроку придется провести воительницу через ад из скандинавских мифов, прорываясь через демонов ее подсознания и перипетии головоломок разума, а самое интересное — это то, что скоро по мотивам игры выходит кино в хорошем качестве
Hellblade: Senua’s Sacrifice — новинка от студии Ninja Theory (создателей слешера Devil May Cry), вышла 12 августа этого года на PC и PlayStation 4. Игра повествует о кельтской воительнице Сенуа. В попытках спасти душу своего возлюбленного она спускается в Хельхайм, ад из скандинавских мифов, где богиня Хела проклинает ее, тем самым обрекая на быстрое и неминуемое гниение, начавшееся с руки. Сенуа страдает от душевного расстройства, слышит голоса у себя в голове, которые иногда мешают или помогают ей, видит видения. В ходе этого путешествия нам предстоит не только найти жениха главной героини, но и понять происходит ли все на самом деле или это лишь порождение ее воспаленного разума. Несмотря на некоторые проблемы, студии хватило амбиций на создание проекта уровня AAA за собственные деньги. И чтобы окупить Hellblade им необходимо продать несколько сотен тысяч копий. К сожалению некая нехватка бюджета все же сказалась на конечном продукте.
После первого запуска игра оставляет смешанные впечатления. Когда впервые видишь картинку — просто влюбляешься в игру. Видно, что на графику было отдано много сил и средств. Здесь прекрасно все: дизайн персонажа, сеттинг, работа с освещением, текстурами, реалистичная анимация. Сенуа будто живая, дает о себе знать технология MotionCapture, с помощью которой внешность, мимика и движения живой актрисы были перенесены в игру. Ты чувствуешь каждое движение героини, чувствуешь, что ей тяжело, когда она устала или ранена, или прорывается сквозь толщу воды. Визуальному стилю, эстетике игры уделили приоритетное внимание, в игре даже есть фоторежим (!). Представьте себе, в любой момент времени вы можете остановить игру, выбрать положение камеры, включить или выключить отображение главной героини и врагов, и даже добавить фильтры, эффекты или рамки прямо в игре! Просто рай для любителей скриншотов, а в этой игре рука непроизвольно тянется к F12. Отдельного упоминания достойны пейзажи в игре — холодная северная красота, горы, море, столетние леса, архитектура викингов.
Сенуа копной волос и синими рисунками на лице и теле очень сильно напоминает протагониста Horizon: Zero Dawn, но ее история, на наш взгляд, куда мрачнее и драматичнее. В игре не происходит растворения игрока в персонаже. Я знала, что я не Сенуа. Но я будто была еще одним голосом в ее голове, цель которого провести ее через все круги ада. К середине игры проникаешься к ней настолько, что невольно начинаешь шептать в экран: «Давай, Сенуа, осталось совсем немного, вставай». Великолепная постановка и актерская игра делают свое дело, заставляя игрока понять, что ему действительно не безразлична судьба кельсткой высокополигональной воительницы.
Игра по-настоящему тяжела в восприятии. Создатели привлекли для помощи в воспроизведении состояний психоза настоящих психиатров. Потому игра действительно тревожная и пугающая. Она играет на первобытных страхах человека — боязне темноты, огня, высоты и замкнутого пространства. На эту почву сумасшествия и ужаса отлично ложатся скандинавские мифы, кровавые, часто безумные и ужасающие. Расстройство главной героини передается всеми инструментами визуала: пространство искажается, объекты размываются, приближаются и отдаляются, на экране часто что-то мерцает и полыхает. Все это похоже на ролики в интернете, которые якобы служат для воздействия на мозг, ощущения и правда не из приятных, но разработчики при запуске предупреждают — эта игра не для слабонервных.
Но сильнее всего саспенс в игре создает звуковое сопровождение. В игре настоящий стерео звук. Голоса в голове Сенуа переходят в голову игрока, шепчут прямо на ухо, Все звуки в игре заставляют трепетать, будь то прибой, гроза, рык монстра или крики горящих заживо людей. Играть в эту игру строго в наушниках — незабываемые ощущения гарантированны.
Дисклеймер
Геймплей
А вот в геймплейной части игра увы провисает. Это абсолютно коридорное приключение, чтобы исключить любую самодеятельность игрока, персонаж не может прыгать, а мир наполнен невидимыми стенами. Весь игровой процесс можно разделить на две части — решение несложных головоломок и битвы. Очень видна нехватка в игре контента. Они придумали около пяти механик головоломках и всю игру повторяют их. Типов врагов в игре тоже пять и три босса. Тактики против врагов так же крайне однообразны. На тебя выбрасывает пару врагов, убиваешь их, и прямо из воздуха появляются новые, пока игра не скажет — ладно, хватит, иди уже дальше. Уже на первом часу игрок понимает — так, была головоломка, прошла кат-сцена, вот что-то похожее на арену — будет драка. От этой схемы игра не отходит до самого конца. В награду игрок получает кусочки сюжета, поданные через отлично сыгранные и срежиссированные катсцены, в которые плавно перетекает игра. Иногда кажется, будто смотришь великолепный фильм, между сценами которого тебя заставляют решать однообразные головоломки и драться с однотипными врагами. Но возможно это тоже способ показать безумие героини, которая в своем разуме раз за разом сражается с собственными кошмарами, не в силах победить их навсегда.
Боевая система
Сражения в игре выглядят крайне эффектно за счет реалистичных анимаций и обилия эффектов. Разработчикам удалось передать вес противников и силу их ударов. Боссы в игре неплохие, но тех же фанатов Dark Souls не заставят застыть в изумлении. В игре абсолютно нет интерфейса, равно как и обучения. На нас сразу выбрасывают врагов — сражайся или умри. В нашем распоряжении стандартный набор движений: быстрая атака, мощная атака, уклонение, блок и гардбрейк, а бонусоом — магия замедления времени. И весь бой сводится к тайминговому применению этих способностей против 2-3 врагов, при этом переключаться мы можем только между двумя врагами и совсем не управляем камерой. И от атак сзади нас защищают только предупреждения внутренних голосов, на которые мы должны немедленно отреагировать. Может быть это и является своеобразной фишкой игры, но это порядком раздражает, ибо разрушает чувство контроля над персонажем, да и вообще иногда складывается впечатление, что бой больше похож на своеобразное qte — нажимаешь кнопку и смотришь короткое кино, о парировании или уклонении. Только вместо возникающих на экране кнопок мы руководствуемся характерными анимациями. Таким образом, имеем крайне однообразные и неудобные, хоть и красивые сражения.
Сюжет
Структура нашего путешествия повторяет структуру Божественной комедии Данте Алигьери. Только здесь протагонист проходит через ад из скандинавской мифологии. В игре имеется и свой Вергилий, проводник, рассказчик и старый друг — Друт. Имеется и почивший возлюбленный — Дилион, местная версия Беатриче. Однако у Сенуа, в отличие от Данте, есть цель, и во имя этой цели она вступает в открытую конфронтацию с законами этого мира.
Сенуа так запуталась, потерялась в собственном разуме. И мы вместе с ней, все приближаясь к вратам Хеллы, пытаемся распутать клубок обрывистых воспоминаний. Мы вместе с героиней побеждаем кошмары, ломаем внутренние преграды, открываем двери к самому сокровенному и наш разум постепенно проясняется. Однако вместо логичного и всеобъемлющего финала мы получаем смачный клифхенгер. Что же, будем с нетерпением ждать вторую часть.
Senua’s Sacrifice ощущается как абсолютно личное приключение, проникает прямо в душу и навсегда селится там в теплом уголке. Вызывать такие чувства, такую степень погружения может лишь истинное искусство, настоящее самовыражение. После прохождения в моей голове еще долго звучали те самые голоса, великолепные пейзажи и сцены восставали в воображении, стоило только закрыть глаза. И вот сейчас, когда с момента окончания прохождения прошло несколько недель, совсем забылось раздражение от головоломок, осталось только восхищение и желание показать эту игру всему миру.