Search

Far Cry 5

Пятая часть боевика про выживание, в котором стало больше боевика и меньше выживания

Если задаться целью выделить в Far Cry главную тему, ответ найдется довольно быстро: это игра про выживание. Первая часть стоит немного особняком — ее делала студия Crytek, которую куда больше интересовала технологическая сторона проекта. А вот начиная с Far Cry 2 у серии появился узнаваемый почерк. Игрок неизменно оказывался в каком-нибудь диком краю. Быстро втягивался в разборки провинциальных кланов. Сталкивался лицом к лицу с дикими животными и нравами местных жителей. Уходил в партизаны, мужал и копил силы, чтобы ближе к финалу превратиться в грозу головорезов, нечто среднее между Робином Гудом, Рембо и Че Геварой.

В пятой части все это вроде бы осталось на месте. События теперь происходят в американской глубинке, рассказывая про религиозный культ Проекта Эдемских Врат. Его участники ждут скорого апокалипсиса и по этому случаю взяли власть в округе Хоуп, штат Монтана. Главный герой, местный полицейский, в компании коллег и федерального маршала отправляется арестовывать лидера культа и, конечно, попадает в засаду и оказывается в бегах.

Этот формат завязки в Far Cry использовали уже не раз. Да и вообще, в игре сохранились все ключевые развлечения: открытый мир, захват блокпостов, охота на диких зверей, прокачка. Однако довольно быстро появляется ощущение, что с Far Cry что-то не так — и по мере прохождения оно только усиливается. Понять, в чем подвох, получается не сразу: разработчикам удалось сильно изменить впечатления от игры буквально несколькими штрихами.

Благодаря полноценному авиапарку врагов теперь можно буквально разбомбить

Главным образом, в пятой части Far Cry перестала быть игрой про внутреннее перерождение из мальчика в мужа. Герои предыдущих серий проходили через своего рода обряд инициации, превращаясь из хилых городских жителей в первобытных воинов, сеющих смерть. В Far Cry 5 такая метаморфоза недоступна хотя бы потому, что героя толком нет: мы играем за безымянного помощника шерифа, лицо неопределенной внешности и пола, созданное в редакторе персонажей.

Окружающие — как герои, так и злодеи — постоянно пытаются подчеркнуть, как важны наши подвиги для округа Хоуп и будущего человечества. Но их слова как будто обращены к пустому месту — у героя нет ни голоса, ни характера. Ни, собственно, внятной мотивации: непонятно, зачем помощник шерифа вообще объявляет войну кровожадному культу. Номинально это объясняется тем, что сектанты заглушили связь и взяли в плен полицейских, но еще в первой трети игры в нашем распоряжении оказываются летательные средства, на которых, казалось бы, несложно перелететь через горы и вызвать помощь — все-таки дело происходит не в Гималаях, а посреди Соединенных Штатов.

Джейсон Броди из Far Cry 3 пытался освободить брата. Аджай Гейл из Far Cry 4 отправился похоронить прах матери и прояснить тайну своего происхождения. Помощник шерифа по кличке Новичок оказывается в округе Хоуп случайно, и наводит там шороху, кажется, только потому, что не нашлось занятий поинтереснее. Новая система прокачки это как будто только подчеркивает: раньше нам приходилось разучивать за очки опыта смертоносные техники боя и шить экипировку из шкур добытых на охоте зверей. В Far Cry 5 ключевые приемы либо доступны сразу, либо покупаются на ранних этапах игры, ну а значительная часть всех веток прокачки как раз посвящена наращиванию количественных характеристик — вроде размера инвентаря или запаса здоровья.

Соратники, хоть и обычно помогают, иногда в лучших традициях серии все-таки теряют адекватность, застревают на одном месте или лезут на рожон, когда не просят

Вдобавок ко всему, большая часть карты теперь открыта с самого начала и поделена между тремя ближайшими соратниками главаря сектантов, отца Сида. Чтобы встретиться и сразиться с каждым из них, нужно саботировать действия культистов в одном из регионов. За большинство заданий и случайных добрых дел (захват аванпостов, освобождение заложников, осквернение сектантских святынь и т.п.) мы получаем «очки сопротивления», а район мало-помалу освобождается от фанатиков. По мере набора уровней сопротивления открываются новые виды оружия и техники, а когда недовольство в регионе достигает максимума, нас ждет встреча с боссом. Обязательный осмотр вышек для открытия карты ушел в прошлое, а штурм блокпостов стал совсем уж необязательным занятием. И не пыльным: благодаря наемникам, среди которых есть снайперы, пироманы, боевые вертолетчицы, пума и медведь, захват очередного логова культистов часто заканчивается неожиданно быстро — вроде бы только ввязался в бой, а товарищи уже всех перебили.

Far Cry 5 получилась во всех смыслах более открытой игрой. Это одновременно пошло ей и на пользу, и во вред. Любая дорога, по которой игрок отправляется исследовать мир, оказывается дорогой из желтого кирпича: отправившись на задание, нельзя просто так взять и не ввязаться в какую-нибудь перестрелку, не отвлечься на погоню за клеткой с заложниками и не поучаствовать в еще паре-тройке других авантюр. Far Cry 5 — мощный генератор историй, заточенный под кооператив: именно для него тут предусмотрены сотни вариантов кастомизации одежды и оружия и десятки моделей техники вплоть до розовых вертолетов в тигровой расцветке. Здесь весело с друзьями, но если друзей нет, то тоже отлично: игра буквально не дает остановиться и передохнуть.

С другой стороны, сюжет новой Far Cry совершенно перестал интриговать. В игре больше не нужно превозмогать, выживание сменилось доминированием. К моменту встречи с первым боссом у игрока достаточно навыков, техники и оружия, чтобы устраивать почти безоговорочную резню. Окружающий мир убедительно огрызается, здесь по-прежнему часто убивают, но любую проблему стало гораздо легче решить нахрапом, заказав бомбардировку с воздуха или натравив на врага боевой зверинец.

Непрерывные стычки с агрессивными бородатыми мужчинами и богатый инвентарь для их истребления создают ощущение жизнерадостного праздника насилия, который не очень-то сочетается с вроде бы мрачным сеттингом. По всему округу выставлены на обозрение распятые и расчлененные тела, казни происходят прямо на обочинах дорог, а похищения людей стали чем-то обыденным. Однако благодаря тому, что фанатиков приходится убивать пачками, их зверства не производят особого впечатления — герой ведет себя немногим милосерднее. Лидеры культа таскают игрока на личную встречу по три раза за главу и пытаются нагнать жути, используя те же приемы, что и злодеи из предыдущих частей — галлюциногены и пытки.

Все это время они читают псевдохристианские проповеди, которые звучат не очень убедительно: возможно, потому, что за последние годы проповеди фанатиков и массовые казни стали темой вполне реальных, а не виртуальных новостей. И уж во всяком случае в видеоиграх такие подонки не вызывают никаких эмоций, кроме брезгливой усталости. «Ты очистишься от греха! Все грешники должны пройти через исповедь! Такова воля Отца!» — да-да, в кого там дальше стрелять? Антагонисты из двух предыдущих частей были по-настоящему безумны. Семейка Сид — семейка очень разных, но довольно банальных религиозных садистов.

Пожалуй, самой экстравагантной получилась Вера Сид, которая то и дело является игроку в галлюцинациях и насылает на него миражи

Американская глава Far Cry серии получилась с американским же привкусом: жирная, как фастфуд, шумная как родео и яркая, как фейерверки 4 июля. Ей недостает изящества третьей и четвертой части, но это по-прежнему чуть ли не единственная альтернатива GTA: эксцентричный и жестокий боевик, в который можно заглянуть на минутку и застрять на неделю.




Добавить комментарий